Приглашаются Все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии», тема месяца – Проект Летний десант


Рост знаний в сообществе Летописи

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск


Введение

Как и когда происходит рост знаний? Как мы можем судить о том, что в этой среде, в этом сообществе происходит коллективное накопление знаний и участники развивают здесь новые умения?

  1. Кирпичики. В среде есть маленькие кирпичики, которые используются многократно. Написанные тексты, категории, функции, шаблоны не пишутся заново - они становятся достоянием сообщества и используются членами сообщества. Если Летописец yarmakhovИзображение:L-boy.gif создает определение или добавляет схему, то эта схема и определения не создаются с нуля, а дорабатываются и используются.
  2. Пирожки. Участники делятся знаниями не только как кирпичиками, но и как пирожками с рецептом. Можно не просто использовать (съесть), но и узнать как он готовится и научиться выпекать пирожки самому.
  3. Кухня. Мы постоянно что-то готовим в этой среде. Это не на потом, это не выход в свет, не Библиотека конгресса США, это скорее кухня, где совершаются постоянные рутинные операции. Это не дорога куда-то в светлую даль и на потом, а место где мы живем и действуем постоянно. Здесь может происходить одомашнивание, присвоение знаний и умений.
  4. Кипящий бульон культуры Мы можем отслеживать изменения в своем коллективном сознании. Мы можем говорить, обсуждать, сравнивать и наблюдать структуры своего коллективного сознания. У нас есть технологические возможности для коллективной рефлексии. Большой интерес представляют механизмы решения проблем и конфликтов, постоянно возникающих у участников процесса.
  5. Проходной двор Участники не сидят всю жизнь на одном месте, они приходят и уходят, оставляя следы своей деятельности повсюду. Обсуждают что получается в блогах, рассказывают о своём опыте в видеосервисах, обижаются и возвращаются через год.

История и статистика Летописи

В феврале 2008 года проекту Летописи.ру исполняется 2 года

Текущая статистика проекта

  • 23-09-2008 число статей в Летописи составляет 30 679
  • Всего в базе данных содержится 95 098 страниц
  • 25 447 страниц, которые считаются полноценными статьями
  • Загружено 37 304 файлов
  • Зарегистрировались 20 305 участников, из которых 74 администраторов
  • Для классификации материалов участники создали 2019 категорий. Наибольшее число категорий связано со школами и регионами. Категория:Учитель - 784 объекта, Категория:Ученик - 727 объектов
  • Для автоматизации работы используется около 300 шаблонов

Продвижение Вики в образование

Летописи использовались как площадка для продвижение новых информационных технологий. Одним из результатов проекта можно считать появление нескольких региональных Вики-площадок в России и странах СНГ (Украина, Казахстан). Эти площадки копировали идею использования МедиаВики как среды для организации учебной деятельности. Многие из них пошли дальше Летописи в плане дополнительных технических возможностей, специального регионального контента.


Вики друзей и партнеров Летописи
ХабаВики
Хабаровский краевой ИППК ПК
СарВики
Вики Саратовского ИПКиПРО
ПскоВики
Псковская региональная образовательная Вики
КМ-вики

Образовательный портал использования КМ-технологий

Карельские летописи
Площадка для деятельности РКЦ-ММЦ Республики Карелия
ТолВики
Интернет-площадка для поддержки творчества педагогов и школьников Тольятти
WIKI-VLADIMIR
Ресурс Владимирского ИПКиПРО
Иркутская Wiki
Вики Иркутского Государственного Педагогического Университета
Вики КГПУ
Вики Карельского Государственного педагогического университета
ИнтеВики
Обучающая площадка программы Intel "Обучение для будущего"
АстроВики
Вики Нижегородского Государственного Педагогического Университета.
Wiki Чувашия
Сайт поддерживается Чувашским республиканским институтом образования
ТЫРНЕТ
Мастерская ТЫРНЕТ
Kokpekty.kz
Вики казахского села Кокпекты.
Wiki ПРООН
Молодежный украинский проект
ВоронежВики
Вики Воронежского госпедуниверситета
Летописи Юга
Ресурс Педагогического института Южного федерального университета
Вики Самарского ЦРО
Вики Самарского Центра развития образования
Дворики
Вики Московского дворца творчества
ГеоВики
ГеоВики - Всё о геологии
ПримВики
Вики ЦОИТ ПИППКРО
ИвановоВики
ИвановоВики
ЧеляВики БираВики
Областной ИУУ, Еврейская автономная область
Открытый педагогический словарь РАО ЛЕС-Вики
Вики Таллиннского Линнамяэского Русского Лицея

Статьи МедиаВики как кирпичики

Летописи использовались как среда для создания, хранения и использования множества цифровых учебных объектов. Здесь наибольший интерес представляет повторное использование цифровых объектов - одно из важный умений 21 века, которым должны овладевать школьники, студенты и учителя.

По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях.

Примером многократного использования материалов может служить Категория:Веб2.007, статьи которой многократно воспроизводятся и вклеиваются внутрь лекций, семинаров и круглый столов на базе Летописи. Далее последует врезка статьи Программа тренинга по Веб2007, которая содержит множества примеров и отсылок на материалы Летописи. Обратите внимание на механизм врезки в текст другой статьи через механизм шаблонов. Благодаря механизму шаблонов нет никакой необходимости копировать программу из статьи в статью. Она превратилась в кирпичик, который можно любое число раз вкладывать в разные стенки. Такие бесконечные патроны.

Содержание Статьи, Ссылки, Анимации Деятельность участников
Введение
Сетевая педагогика Сеть, Стая, Муравейник, Экологическое мышление, Думать как дерево, Сетевая педагогика Стайные игры, организация групп, стайная деятельность
Изображение:Netw02.gif
Веб 2.0
Классификация социальных сервисов Изображение:Bubblus Web2.jpg
Классификация социальных сервисов


Деятельность участников - восхищение многообразием. http://www.touchgraph.com/
Блоги
Блогосфера - Сетевые дневники Блоги, Живой Журнал, теги, Изображение:Web2007.gif - цветные полоски
Сообщества Живого Журнала, Блогофермы
Регистрация на http://www.livejournal.com/ Объединение в группы, Поиск партнеров, ключевые слова
Сообщество проекта Летописи.ру http://community.livejournal.com/letopisi/ - вступление в сообщество

Связи между авторами ЖЖ
Оставить запись в сообществе Летописи
Предложения по использованию ЖЖ для сообщной деятельности Изображение:Li-user.pngy_pat

Поиск и хранение информации
Классификаторы
Социальные закладки Народные классификаторы, Делишес, БобрДобр Поиск по закладкам, Графическое представление облака закладок. Например, http://kevan.org/extispicious.cgi?name=patarakin
Изображение:Bobr avatar 40.jpgpatarakin
Поиск и хранение информации
Персональный поиск
Коллективный поиск Флексум, Роллио, Поиск Гугла Посмотрите примеры работы социальных поисковых систем:

http://vintel-swicki.eurekster.com/ - Поисковая система для сообщества сетевых педагогов http://rollyo.com/patarakin/flocking_learning/ - поиск ресурсов по коллективному сетевому обучению
Зарегистрируйтесь на сайте http://www.flexum.ru/
http://edu2.flexum.ru/

Мультимедийные сервисы и сообщества
Фото, видео, аудио Фликр, Ютьюб, подкаст
Изображение:Scratch icon.jpg Скретч, Alice
Picasa
1548828311_fe2b2384f0_t.jpg Регистрация на Фликр.
Группы http://www.flickr.com/groups/gpsi/

http://www.flickr.com/photos/tags/kyiv

Завершение первого рабочего дня
Подведение итогов
Второй день тренинга - Коллективные гипертексты
Гипертекст Гипертекст, Как бы мы могли мыслить Погадайте на Хазарском словаре - http://uic.nnov.ru/pustyn/lib/Pavich/khaz-prediction.ru.html Опубликуйте свои примеры гипертекстов в сообществе http://community.livejournal.com/letopisi/
ВикиВики - радикальный гипертекст
Устройство и принципы работы ВикиВики ВикиВики, Устройство ВикиВики, МедиаВики, Вики-Тренинг Регистрация в МедиаВики, создание собственных статей, добавление изображений. УкраинаКиевООН
МедиаВики - Категории и Шаблоны
Категории и шаблоны Шаблоны, категории, Категория:Шаблоны, Шаблон:Кирпичик, Шаблон:До, Категория:ПРООН и другие Классификация статей, использование шаблонов, создание собственных шаблонов, набор статей из готовых кирпичиков
Перерыв
Расширения МедиаВики
Расширения МедиаВики: Графвиз, FreeMind Графвиз, Графвиз руководство, Графвиз примеры Создание индивидуальных графов, Создание общего графа,


Карта курса Веб2.0 учителю
Xfeeds

Расширения МедиаВики сервисами Google
Гугл для совместной деятельности Календари Гугл, Карты Гугл, Поиск Гугла внутри МедиаВики Добавление карт местности на свои страницы, добавление календарей
Подведение итогов тренинга

Ошибки летописи, студент из Воронежа

С развитием системы сетевых коммуникаций нам всем стало значительно легче находить образцы для подражания и объекты для совместного размышления. Нам всем нужны простые предметы средства, которые помогали бы нам думать, действовать и строить структуры собственного интеллекта. О важности маленьких кирпичиков и о простых движений было известно давно, и эта метафора используется часто. Метафора кирпичиков, из которых каждый ученик собирает структуры собственного интеллекта, активно использовалась в конструкционизме - и таких обучающих средах как Лого и Лего-Лого.

Статьи МедиаВики как пирожки с рецептом

Написание и редактирование статей в МедиаВики может рассматриваться как общая игра по построению новых знаний, в которую с одинаковым интересом могут играть и школьники, студенты, учителя и преподаватели. Чем большие возможности открывает учебная среда для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи. Конструктивизм заметно повлиял на педагогический дизайн и воплотился в следующих педагогических средах: Лого и его производные NetLogo, StarLogo; Сквик и его производные Скретч, Sophie, Alice.

Мы можем играть с моделями, смотреть как эти модели устроены, копировать и видоизменять модели и использовать их в новом контексте.

Например, мы можем посмотреть на модель формирование команд, поиграть с моделью и использовать полезные функции внутри программы, которая эту модель реализует.


Изображение:TeamAssembly2.png

Посмотрели как работает модель, посмотрели как устроена изнутри и утащили нужную функцию, например, объединение сотрудников в команду:

to tie-collaborators
 ask turtles with [in-team?]
 [ create-links-with other turtles with [in-team?]
   [ set new-collaboration? true 
     set thickness 0.3
   ]
 ]
end


В среде Скретч мы можем посмотреть на проект, поиграть с объектами внутри проекта - например, пособирать зеленые шарики уворачиваясь от демонов на лужайках Оксфорда.
Изображение:Qw-cat-all.jpg

Затем, мы можем посмотреть как устроена программа. Можем растащить программу по кусочкам и посмотреть как работает каждый кусочек:
Изображение:Qw-cat-2.jpg

А потом мы можем использовать готовые блоки или их производные для создания своей собственной программы. См. подробнее в статьях Проект как пирожок, Конструкционистские сетевые сообщества, в посте Изображение:Li-user.pngy_pat Параллельность в Алисе - http://y-pat.livejournal.com/187405.html

Летопись как кухня

Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства. Как только мы начинаем использовать новые средства, они изменяют привычные условия нашего существования. Как писал Энгельбарт - подход, нацеленный на саморазвитие, заставляет нас постоянно перестраивать наш мир. Нам приходится осваивать новые роли, вырабатывать новые привычки и осваивать новые методы деятельности. Эти изменения в нас происходят только потому, что появляются новые технические средства, которые мы сами же и придумали. После того, как новые средства деятельности вносятся в сообщество, между средствами и людьми, которые их используют, происходит совместный процесс эволюционных изменений.

Новые технические средства ничего не добавляют к среде обучения, они просто всю эту среду меняют. Алан Кей поясняет эту мысль следующей метафорой: после того, как в Австралию выпустили кроликов, ситуация вовсе не выглядела суммой = Австралия + Кролики. Кролики поменяли весь ландшафтный дизайн Австралии. Развитие сетевых технологий не добавляет технологии к привычной учебной практике. Это просто другой мир. И учебный класс, где у каждого ученика свой личный ноутбук, подключенный к сети Интернет, это новое и иное качество, а не тот же прежний класс, но с добавкой компьютеров. И мы сами, когда к нам добавили новые средства, стали другими. И это постоянно проживаемое, практикуемое изменение, готовность к изменению, способность к адаптации вместе с техническими средствами - есть одно из умений 21 века. Умение есть дело привычки. Умения формируются через деятельность внутри сообщества обмена знаниями. Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания и умения всегда осваиваются в определенном контексте. Теория сообщества практики тесно связана с конструктивизмом, согласно которому деятельность и действия являются основой психического развития. Сформированный Пейпертом на основе конструктивизма конструкционизм подчеркивает значимость конкретных объектов - программ, рисунков, фильмов и схем, которыми могут обмениваться авторы. Конструкционистские сетевые сообщества: ВикиВики, Скретч, Сквик, NetLogo - формируют пространства, где вокруг средства конструирования и конструктивной деятельности складываются сообщества авторов. Авторы пишут свои статьи, разрабатывают свои проекты, конструируют истории или интерактивные игры и обсуждают свою деятельность, представляют сообществу свои объекты. Везде мы видим интенсивный обмен знаниями.

В Летописи можно не только играть с маленькими кирпичиками статей и шаблонов, но и пользоваться другими выразительными средствами:

Летопись как проходной двор

(Или кухня в коммуналке). Летописи с самого начала были открытым проектом и не ограничивались только адресом Обсуждения летописи выносились за пределы в сообщества Изображение:Li-community.pngletopisi и Изображение:Li-community.pngvintel . Мы стремились пропагандировать примеры хороших сообществ и хороших авторов - особенно не заботясь тем, принадлежат ли они миру образования или нет.

Мы советовали и советуем читать лжеюзеров и блоггеров:

  • Изображение:Li-user.pngailev
  • Изображение:Li-user.pnglern21
  • Изображение:Li-user.pngurbansheep
  • Изображение:Li-user.pngsergeyshu
  • Изображение:Li-user.pnggorpa
  • Изображение:Li-user.png1a1
  • Изображение:Blogger.gifmubint - заметки по e-learning
  • Изображение:Blogger.gifelearningtime - Живое обучение
  • Изображение:Blogger.gifuchcomnet - Учебные коммуникации в сети

Летопись открыта для информационных потоков из других информационных источников и многие страницы в Летописи формируются на основе RSS потоков из Фликра, Живого Журнала, блоггера и множества других источников. (На основе расширения xfeeds)

Например, новые альбомы фотографий Picasa:

Pustyn - digital ecology 2008

Материалы детской компьютерной школы Цифровая экология 2008

Место: Арзамасский район, Нижегородская область
Дата: 21.08.2008
Количество фотографий в альбоме: 17

Просмотреть альбом


К текстам своих статей авторы добавляют карты и календари Гугл:

Внутри Летописи работает поисковая машинка, настроенная на поиск материалов о ВикиВики:


В свою очередь новости со страниц летописей транслируются в удаленные потоки.

Летописи как кипящий бульон

Большой интерес представляют механизмы решения проблем и конфликтов, постоянно возникающих у участников процесса совместного редактирования.

Средства коллективного создания и редактирования создают энергетически насыщенную среду взаимодействия участников, который можно назвать "кипящим бульоном культуры". Нетерпимость к чужому мнению, ошибкам (фактическим, орфографическим и пунктуационным), стилю самовыражения и поведения, постепенно сменяется желанием помочь и улучшить начатое другими.

Администраторы проекта на ночь в обязательном порядке перечитывают Джона Холта и учатся не протягивать ученикам свои умелые ручки помощи в пожарном порядке. Делать это очень трудно. Просто сидеть рядом и смотреть как новички заводят себе странные имена, дают невообразимые названия статьям и никогда не читают правила - всё это очень тяжело. Так бы взял виртуальный молоток и по пальцам бы настучал! И бульоном бы потом кипящим!

В идеальном мире учителю надо было бы потратить целый вечер для того, чтобы вначале подготовить для ученика-участника хорошие шаблоны описания зверей и птиц, людей и деревень, полистать Википедию и подумать, какие статьи на вырост можно было бы сделать вместе.

Но в реальности учителя информатики и прочих школьных предметов не тратят много времени на подготовку, по сути своей, абсолютно нового педагогического и информационного события, а "с места в карьер" запускают татаро-монгольское иго детей в вики-среду и уходят куда-то по своим учительским делам...

Место, где поговорить о своем коллективном мышлении

Мы можем отслеживать изменения в своем коллективном сознании. Мы можем говорить, обсуждать, сравнивать и наблюдать структуры своего коллективного сознания. У нас есть технологические возможности для коллективной рефлексии. Используя записи и связи, существующие внутри базы данных коллективного гипертекста, мы можем анализировать вклад отдельных участников, динамику роста страниц, вклад отдельных категорий и т.д. Самое главное – мы можем вовлекать студентов в реальную сетевую исследовательскую деятельность.
Изображение:Backlinks-11-11-07.png

Программа Графвиз может быть использована не только для внедрения графических элементов внутрь текста статьи МедиаВики, но и для представления отношений между категориями в форме дерева категорий. Важно, что это полностью автоматизированная процедура и расширение МедиаВики по представлению графических связей между категориями выполняет все необходимые действия, используя данные, лежащие в пространстве имен-категорий. Программа самостоятельно представляет на экране отношения между категориями. Благодаря программе GraphViz мы можем увидеть все категории и кластеры категорий, существующие в МедиаВики в настоящий момент. Например, на следующем рисунке программа графвиз представляет категории, которые входят в категорию «История» и категории верхнего уровня, в которую авторы включают категорию «История». см. Категория:История

Мы можем наблюдать рост разнообразия категорий в форме облака, используя расширение tagcloud. Ниже представлены категории Летописи, к которым относятся не менее 150 объектов. <tagcloud style="background-color:Moccasin"> min_count=150 increase_factor=300 </tagcloud>

Подробнее можно посмотреть в статье МедиаВики как исследовательская среда.

Заключение

Всегда важно знать какими средствами люди пользовались, готовя текст статьи или презентации. В этом плане презентация о бедах российской культуры и жалобами на засилье западных стандартов, выполненная со стандартными картиночками Паблишера, несет дополнительное скрытое сообщение "Так нет же больше никаких средств и стандартов". Данный текст готовился, редактировался, обсуждался внутри МедиаВики проекта Летописи.ру - А где же еще? - мы там теперь думаем и общаемся.


Из маленьких кирпичиков мы построили себе кухню, напекли пирожков, накипятили бульону. Сидим, разговариваем о хорошем, растим свои знания, принимаем друзей.

Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

мы поддерживаем

Образование