Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Гипертекст

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Логотип Википедии

В Википедии тоже есть статья по теме
«Гипертекст».

"Это открытая книга... В ней есть словарные статьи, перекрестные ссылки и комментарии как в священных книгах или кроссвордах, и все имена и понятия, которые в ней отмечены знаком креста, полумесяца или звезды Давида, нужно искать в соответствующем разделе словаря, если кому-то понадобятся более подробные разъяснения". М. Павич, «Хазарский словарь»


Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты. Гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти и вызывать их на экран монитора "простым нажатием кнопки".


Концепция гипертекста достаточно проста. Есть база данных, в базе данных находятся объекты. Объекты это, чаще всего, небольшие текстовые разделы, посвященные тому или иному вопросу. Специальные механизмы и правила позволяют компьютеру поддерживать ссылки из одних текстовых фрагментов в другие. Человек или программный агент может устанавливать новые связи между текстовыми фрагментами. Система текстовых фрагментов или файлов с такой организацией получила название "гипертекст".

Гипертекст изначально создавался как среда поддерживающая взаимодействие нескольких людей Культовая работа Ваннавера Буша "As we may Think", в которой он описал устройство Memex, была связаны с проблемами взаимодействия коллективов ученых после Второй Мировой Войны, когда стало ясно, что существующие системы плохо поддерживают коллективную мыслительную деятельность.


Содержание

Гипертекст это - сеть текстов.

Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты.

Гипертекст как сеть


Гипертексты в литературе

Показателен пример - Библия - Книга Книг сделана как гипертекст со множеством взаимных отсылок к различным главам и строкам документа, именно в связи с тем, что многие происходящие события описываются сразу группой авторов...

Мишель Фуко использует метафору муравейника при обсуждении взаимного влияния многочисленных текстов друг на друга. Какой статус следует закрепить за дневниками, заметками, записями слушателей, короче говоря, за всем тем муравейником словесных следов, который человек оставляет после смерти и которые обретают голос в бесконечном пространстве языков? (Фуко М., Археология знания, Киев, 1996, С. 25).

Реализации гипертекста

С технической точки зрения гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти. Специальные механизмы и правила позволяют компьютеру поддерживать ссылки из одних текстовых фрагментов в другие. Человек или программный агент может устанавливать новые связи между текстовыми фрагментами.

Ваннавер Буш

Впервые устройство, которое бы поддерживало гипертекстовые возможности чтения и письма описал Ваннавер Буш, назвав эту систему Memex.

Прообраз гипертекстового устройства – система Memex, которую Ваннавер Буш описал в статье "Как бы могли мыслить", по своей сути, представляла систему для обмена "мемами" - теми элементарными единицами культурной эволюции, о которых писал Ричард Докинз. Гипертекст изначально мыслился создателям как система общественной деятельности. Группа взаимосвязанных сообщений образовывала сеть, и эта гипертекстовая сеть документов поддерживала социальную сеть отношений между сообществом авторов коллективного гипертекста. Гипертекстом называют любой текст, отдельные фрагменты, записи или страницы которого обнаруживаются какие-либо ссылки на другие записи. Используя терминологию Докинза можно сказать, что гипертекст это - комплекс связанных между собой мемов. С технической точки зрения гипертекстовая система это - информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти. Специальные механизмы и правила позволяют компьютеру поддерживать ссылки из одних текстовых фрагментов в другие. Человек или программный агент может устанавливать новые связи между текстовыми фрагментами.

Дуглас Энгельбарт

Вторая после Буша по значимости личность в истории гипертекста это - Даглас Энгельбарт, работавший над проектом расширения мыслительных возможностей человека. Важно отметить, что Энгельбарт и его группа сосредоточили свои усилия на обеспечении и расширении познавательных возможностей группы людей. Многие из возможностей, заложенных в NLS, нашли свое широкое применение относительно недавно. К этим возможностям относятся встроенные в систему возможности установления гипертекстовых связей; возможность хранения групповых переговоров, встроенная в системы электронной почты; возможности личных настроек, перестроек и расширений системы пользователями; возможности усиления не только индивидуальных, но и групповых возможностей. Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов. Каждый сегментов назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых, так и межфайловых. В результате структура приобретала неиерархические и нелинейные свойства. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям". Исследования, проводившиеся в рамках создания системы NLS расширяли возможности сохранения записей в коллективной памяти и, самое главное, заметно упрощали механизмы обмена записями или мимами внутри сетевого сообщества

Энгельбарт рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства. Это уже цифровая экосистема.

Энгельбарт отмечал, что как только мы начинаем использовать новые средства, они изменяют привычные условия нашего существования.

Близкую позицию можно найти у Фуллера: нельзя изменить образ мыслей людей, но можно дать им инструмент, использование которого приведет к иным мыслям.
отсылка к обсуждению, что такое учебный объект, поскольку у Энгельбарта вещи и средства расширяют наше сознание и он, пожалуй, первый, кто сформулировал направление - расширенная реальность

Подход, нацеленный на саморазвитие, заставляет нас постоянно перестраивать наш мир. Нам приходится осваивать новые роли, вырабатывать новые привычки и осваивать новые методы деятельности. Эти изменения в нас происходят только потому, что появляются новые технические средства, которые мы сами же и придумали. После того как новые средства деятельности вносятся в сообщество, между средствами и людьми, которые их используют, происходит совместный процесс эволюционных изменений. Люди видоизменяют и друг друга и программные средства для своего роста и развития.

Видео - Энгельбарт в 1976 году и 30 лет спустя

Нельсон Теодор

Теодор Нельсон, последователь Энгельбарта, работал над созданием всеобщей системы электронных публикаций и всеобщего архива. Нельсон предложил сам термин "гипертекст" и многое сделал для того, чтобы идеи гипертекста получили широкое распространение Он неоднократно подчеркивал, что гипертекст в его понимании не является иерархической структурой. С его точки зрения, знак равенства, который ставят между понятиями «иерархия» и «структура», представляет собой популярный миф. Живые формы информационных структур не могут быть верно представлены иерархией. Такие структуры как параллелизм, перекрестные связи, взаимное проникновение и одновременное присутствие одного элемента в нескольких местах не могут быть переданы иерархией. Гипертекст видится Нельсону как мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами.

Бернерс-Ли

Бернерс-Ли - отец Всемирной паутины. все предыдущие предложения основывались на единой централизованной базе данных - это позволило бы избежать ошибок при переходе от документа к документу. Бернерс-Ли решил, что для истинной глобальности Сети нужно рассредоточить базу данных по всему миру, сознательно рискуя при этом получить разрывы связей, а ее основой должна стать Сеть сетей - Интернет.

В начале 90-х годов Тим Бернерс-Ли разработал протокол HTTP - (HyperText transfer protocol), который позволил связать между собой документы, размещенные на одном или на нескольких компьютерах, подключенных к сети Интернет. Эта гипертекстовая сеть документов известна как Всемирная Паутина. Всемирная паутина, как и большинство компьютерных средств, расширяет не только возможности индивидуума, но и возможности группы, сообщества и общества, обеспечивая группе возможное поле для совместной интеллектуальной деятельности. Сам Бернерс-Ли описывал Всемирную паутину как абстрактное пространство информации. Паутина делает сеть полезной, поскольку люди на самом деле интересуются информацией и не хотят ничего знать про провода и компьютеры. Паутина существует, потому что программы работают и поддерживают постоянный обмен информацией между компьютерами.

В начале работ по созданию Всемирной Паутины Бернерс-Ли представлял ее как общее информационное пространство, в котором люди общаются и делятся информацией. Это представлялось возможным, поскольку если наши взаимоотношения происходят в Сети, то мы можем использовать компьютеры для того, чтобы анализировать эти отношения, находить смысл в наших действиях и находить лучшие способы для совместных действий Всемирная Паутина представляет собой электронную инфраструктуру семиосферы, в которой все участники мыслительного пространства могут обмениваться сообщениями. Существенно, то эта электронная инфраструктура хранит все записи и коммуникации, происходящие между членами сетевого сообщества.

  • Berners-Lee T., Cailliau R., Luotonen A., Nielsen H., Secret A., 1994, The World-Wide Web, Communications of the ACM 37 No.8, p., 76-82
  • Berners-Lee, T., Hendler, J., and Lassila, O. 2001, The Semantic Web. Scientific American 284, 5 (May 2001), 34–43

Схема гипертекста

Library-sh.png

Освоение гипертекста

Как осваивать технологии гипертекста? Как рассказывать школьникам о гипертекстах?

Анекдоты

Заяц и собака в половодье спасаются в половодье на маленьком островке. Вода все прибывает, и надежда на спасение тает. Внезапно заяц замечает в далеко лодку и радостно кричит - "Ура! Дедушка Мазай плывет!". Собака присматривается и затыкает зайцу рот - "Не шуми! Это Герасим!".

Москва 40-х годов. Мальчишки играют в футбол. Мяч попадает в стекло. Из дома выбегает мужик и гонится за мальчиком. Мальчик убегает и думает - "Что я делаю в этом грязном дворе? Гостил бы я сейчас на Кубе у Эрнеста Хемингуэя ... ". В это время Хемингуэй на Кубе думает "Гостил бы я сейчас в Париже у Жан-Поля Сартра ...". Сартр в Париже думает о Москве и Андрее Платонове. В Москве Платонов бежит по грязному двору и думает о мальчике: "Догоню - убью".

  • Соседи жалуются, что вы тут гипертекстами балуетесь. По вечерам смех, жжеными текстами пахнет. Что это вы тут делаете?
  • Тексты в кастрюле жжем. Смеемся.

Благодаря открытой лекции, которую в ходе летней школы прочитал Борис Ярмахов, этот анекдот получил реальное воплощение.

Книги

Фильмы


Другие источники

Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru