Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Сообщество

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Единого определения того, что есть сообщество, не существует. Для разных людей это понятие означает различные вещи. В наиболее простом смысле сообщество это - множество людей, общающихся между собой.

Как правило, в поисках определения сообщества люди обращаются к социологическим наукам. Но и в рамках самой социологии определение сообщества определялось и переопределялось на протяжении более чем сорока лет. Очень не просто подобрать определение, которое удовлетворяло бы всех. Более того, определениям свойственно меняться со временем. До появления современных транспортных средств и телекоммуникационных технологий определение сообщества прочно увязывалось с определенным географическим местом. До 17 века слово "сообщество" использовалось для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте.

Принадлежность к тому или иному сообществу определялась местом рождения и проживания. Общественные отношения были постоянны, устойчивы и носили характер личных встреч лицом к лицу. На расстоянии такие отношения поддерживать было крайне затруднительно и физическое перемещение из данной географической зоны существенно ослабляло существующие отношения и постепенно сводило на нет и принадлежность к сообществу. Покинуть город или селение было равнозначно исходу из местных сообществ данного селения.

Развитие скоростного транспорта значительно повысило мобильность людей, а развитие коммуникационных систем сделало концепцию сообщество значительно менее зависимой от географического положения. Теперь определение сообщество в значительно большей мере связывается с отношениями между людьми. Эксперты выделяют следующие многочисленные атрибуты, свойственные сообществам. Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

  • Общие цели, интересы, и потребности.
  • Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ
  • Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Описывая происхождения слова community, Вильямс [Williams R. 1973] указывает, что в английский язык это слово попадает из латинского языка в 14 веке. В начале слово используется для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. С начала 17 века происходит постепенно расширение значение этого слова и оно начинает обозначать не только людей объединенных географической близостью, но и людей имеющих что-то общее. Например, общие интересы формируют сообщество общих интересов. Постепенное слово все более отгораживается по своему значению от слова общество (society).

Сообщество возникает как результат совместного использования ресурсов. Изначально в качестве таких совместных ресурсов рассматривались естественные, природные объекты. Например, такими ресурсами были общинные поля для совместного выпаса скота. Такими же совместными ресурсами могут считаться язык, знание, сетевое пространство.

Общие ресурсы связаны с взаимностью обязательств и возможностей, которые сетевое сообщество открывает для человека. Усилия и ресурсы, которые человек затрачивает для сообщества, должны быть вознаграждены. Стратегия, когда члены сообщества стремятся только получать от других членов сообщества и не компенсировать полученной выгоды, имеет краткосрочный выигрыш, но приводит к распаду сообщества. Все члены сообщества должны быть уверены, что их деятельность в конечном итоге будет вознаграждена. Для описания социальной дилеммы часто приводится метафора коллективного заказа в складчину за общим обеденным столом. Можно заказать себе омаров и красной игры, но это означает, что остальным участникам останутся только черствые корочки хлеба. Вряд ли они в следующий раз согласятся вкладывать свои деньги в столь сомнительное предприятие, которое не сулит им ничего хорошего. Если сообщество решило, что каждый из его членов пожертвует определенное количество своего времени, своих денег и своих усилий на общее благо, то эти договоренности должны быть соблюдены. Нарушение таких договоренностей может принести временный выигрыш отдельным участникам, но сообщество в целом окажется в роли проигравшего. Вознаграждение может быть отложено на какое-то время, но оно обязательно.

Резкое разделение понятий сообщества и общества происходит в 19-м веке. Разделение было связано с изменениями в сфере технологий и права. В начале века большинство людей жило на своей земле в маленьких сообществах и производило большую часть необходимых товаров своими руками. Наиболее быстрым способом передвижения был водный транспорт. К концу 19 века во многих частях света произошел сдвиг от локального проживания и натурального хозяйства на своей земле к проживанию в жизни в городах и фабричному производству.

Необходимо помнить, что термин "сообщество" в языке эмоционально окрашен гораздо положительнее, чем термин "общество". На одном полюсе расположено общество, школа, обезличенное фабричное производство. На другом полюсе - сообщество, домашние ценности, личные и теплые отношения между людьми. Следуя совершенно естественному желанию использовать позитивный смысл, связанный со словом "сообщество" многие организации пытаются создать вокруг себя сообщества. Так появляются сообщества слушателей, зрителей, читателей, пользователей и т.п.

Различие терминов сообщество и аудитория

Существует различие между сообществом и аудиторией. Если мы имеем дело с аудиторией, то люди поделены на тех, кто отправляет сообщения и тех, кто их получает. Если мы ведем речь о сообществе, то в рамках сообщества все в равной мере обмениваются сообщениями. В сообществе все люди связаны между собой, а не связаны с каким то центральным источником информации. Если мы ведем речь о сообществе, то в рамках сообщества все в равной мере обмениваются сообщениями. В сообществе все люди связаны между собой, а не связаны с каким то центральным источником информации.

Примеры определений термина в научной и художественной литературе:

  • Определению понятия "общинный" отдельное внимание уделил Иван Иллич в ходе своей лекции в японской аудитории.
  • Гаррисон Кейлор в одном из своих субботних шоу замечательно определил разницу между аудиторией и семьей. В своем шоу он рассказывает о родном городе, где все люди друг друга знают, и все как одна большая семья. Среди его земляков разные люди. Например, одна женщина очень одинока. Так одинока, что никто уже не может выносить ее одиночества, и она становится еще более одинокой. Она придумывает себе друга из журнала и начинает говорить с ним. Она год за годом говорит с этим другом в церкви - "Знаешь, я подумала, давай купим этот автомобиль". И это такое бесплатное развлечение для мальчишек и они все эти годы ждут его в церкви. Она сумасшедшая. Многие горожане упрекают Кейлора, за то, что он рассказывает такие вещи про свой город, выносит сор из избы. Но, ему просто кажется, что за все эти годы, когда он ведет свое шоу и рассказывает по субботам рассказы аудитории, эта аудитория стала его семьей. Что это его родные люди. Его семья. Это, конечно, не правда. Это просто вариант безумия, такого же безумия как у той одинокой женщины.


Функциональная схема сообщества

Персональные инструменты
Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru