Эссе "Глоток воздуха"

Материал из Letopisi.Ru.

Авторы:

«Назад в будущее». Название известного фильма как нельзя лучше отражает моё отношение к методу проектов. Впервые о нём я услышала на лекции по истории педагогики 32 года назад, будучи студенткой Воронежского госпединститута. Преподаватель с иронией, граничащей с сарказмом, рассказывал о применяемом в советской школе в 20-е годы методе преподавания, который позволял детям не сидеть за партами, слушая объяснения учителя, а самостоятельно добывать знания по ботанике, химии, математике, изучая сельскохозяйственные культуры и удобрения, подсчитывая посевные площади и экономические затраты в ходе работы над проектом «Поможем колхозу собрать урожай».

Придя работать в школу, я – воспитанница советской системы, не сразу осознала все достоинства этого метода, позволяющего осуществлять межпредметные связи, развивать стремление учащихся к самостоятельному поиску знаний, формировать навыки коллективной работы и, что самое главное, развивать мышление ученика. А как не хватало всего этого! Но наступили благодатные 90-е годы. Да, именно эти годы я считаю в своей работе самыми счастливыми. Учителя освободили от тяжёлых оков проверок, мелочной опеки, открыли дорогу к творчеству. В 1993 году я написала программу по химии для классов гуманитарного профиля. С каким интересом мои ученики изучали этот сложный и, на первый взгляд, ненужный им предмет. Но программа позволяла раскрыть перед учениками химические процессы, соприкоснуться с веществами в окружающей их жизни, научиться понимать природу. Вот тогда я и вспомнила о методе проектов.

Мои ученики самостоятельно работали над различными проектами. Вот названия лишь некоторых из них:

•«Приключения атома кальция» (о превращениях веществ в природе);

•«Вода простая и удивительная» (об аномальных свойствах воды, объясняющих климатические явления);

•«Удобрения: всегда ли добро?» (исследование влияния различных удобрений на растения);

•«Растения - индикаторы» (о способах определения кислот и щелочей).

Методика работы над проектами была проста. В основу её был положен принцип трёх «У»: увидеть, удивиться, узнать. Учитель предлагал рассмотреть какое-либо явление природы или вещества, затем формулировал проблему, а далее предлагал учащимся самостоятельный поиск по её решению. Так, например, изучая воду, мы рассматривали картинки пустыни и морского побережья, сравнивали среднегодовые температуры, отмечали различия в климате. Возникал вопрос: какова роль воды в этих различиях? Распределившись на группы, учащиеся 9-го класса изучали строение молекулы воды, водородные связи, теплоёмкость воды и на уроке, объединяя все полученные сведения, приходили к выводу о том, что в основе аномальных свойств воды лежат водородные связи, и понимали их роль в глобальных климатических процессах. Интересно? Конечно. Нужно? Бесспорно. Метод проектов помогал растить личность! Но…

Чиновники, далёкие от школы и имеющие представления о ней по воспоминаниям своего детства, решили, что должен быть единый стандарт для всех. И вот уже запрещена программа, а учащиеся гуманитарных классов вынуждены изучать то, что и учащиеся профильных химических классов. В меньшем объёме, но с тем же научным подходом, далёким от жизни и менее для них интересным. А темп изучения не выдерживает никакой критики: каждый урок – новая тема. Какой уж тут метод проектов! Успеть бы разобраться с помощью учителя в сложных теоретических вопросах и изучить свойства веществ, которых никогда в жизни не видели и вряд ли увидите. В предмете Химия мало места осталось для жизни. И всё же…

Забывать метод проектов я не хотела. А решила использовать его во внеклассной работе. Даже «заразила» им своих коллег. Поэтому в план воспитательной работы гимназии на 2005-2006 уч. год был включён проект, посвящённый Дню Земли. А тут неожиданно был объявлен набор учителей на курсы Intel Обучение для будущего. С большими надеждами пришла на курсы, на которых узнала много нового. Хотя общие подходы и методические приёмы были те же, что и применяемые мною ранее, но возможности компьютера были раскрыты в большой мере.

Учащиеся 8-х классов с интересом включились в работу над проектом «Глоток воздуха», посвящённым составу, истории атмосферы Земли и химическим процессам, происходящим в ней. В отличии от учащихся 90-х годов, современные ученики хорошо владеют программой Microsoft Power Point и оформляли проект почти самостоятельно, с небольшой помощью учителя информатики. Моя роль заключалась в проведении консультаций по химии и совместных обсуждениях оформления слайдов. В этой работе очень помогала молодая учительница химии Самойлова Ирина Геннадьевна, которая несколько лет назад проходила педагогическую практику в гимназии, а на курсах мы с ней вновь встретились. Поэтому можно сказать, что проект – это наше совместное детище.

22 апреля 2006 года свой проект мы представили публике в актовом зале гимназии. На сцене расположили экран, на котором показывали презентацию проекта, а каждая группа учащихся комментировала подготовленные ею слайды. Публика (учащиеся 7 и 8 классов) с интересом прослушала выступление, которое продолжалось 25 минут. Его сопровождало музыкальное оформление. В ходе работы над проектом учащиеся обращались к дополнительной литературе, информации в сети Интернет, работали в группах, учились самостоятельному поиску и выступлению на сцене. Но сколько дополнительного времени заняла эта работа. А если бы учебная программа не была бы столь насыщенна и позволяла бы применять данный метод в ходе уроков. Мои ученики смогли бы с большим интересом изучать химию! Как это было в прошлые годы. А пока…

Остаётся лишь мечтать и надеяться, что наступят другие времена, и метод проектов займёт надлежащее место в практике российского образования. Назад в будущее…

Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России