Негидальский фольклор

Материал из Letopisi.Ru.

Негидальскому языку присущи красочность и образность. Негидальская речь насыщена изобразительными словами: чеху-меху, шур-мур, ара-ара, особенно звукоподражательными.

Самым распространенным жанром негидальского фольклора является сказка - тэлун. Можно выделить несколько её видов:

  • сказки о животных,
  • сказки сатирические или бытовые,
  • сказки чудесные или волшебные,
  • сказки детские,
  • сказки кумулятивные или кольцевые,
  • сказки о героях-богатырях или героико-эпические.


Для негидальских сказок характерны стихотворные вставки. В группе сказок о животных основными персонажами являются лисица, белка-летяга, лягушка, мышь, сова, ворон, дятел, маленькие птички, нерпа, налим и т.д. Нередко эти сказки не являются сказками о животных в узком смысле слова, так как в них большую роль играет человек.


Сатирические сказки дают весьма колоритное развитие темы о способах добычи хитростью себе жены, а также сюжета о глупом и умном брате. При этом, в отличие от эвенкийских и эвенских, эти сказки насыщены элементами чудесного, в связи с чем их нельзя называть бытовыми в узком смысле слова.


В волшебных сказках выделяется цикл сказок о героях с чудесными превращениями - о черепе, корьгге, ножичке, коршуне, вороне, под видом которых герой пускается в путь в поисках жены и в конце концов превращается в доблестного охотника. Негидальские героико-эпические сказки, по-видимому, должны быть отнесены к числу дальневосточных сказок о герое Анда Мэргэне - Добром молодце и героине Пудин - Девице-красавице. В этих произведениях монологи и диалоги ведущих персонажей поются, у каждого на свой мотив.


Среди улгу(й) - преданий можно выделить два отличительных вида. В первую группу входят предания в узком смысле слова, т.е. исторические сказания о происхождении негидальских родов, их переселениях, межродовых столкновениях и пр. Второй цикл составляют легенды об охотниках, окрашенные анимистическими воззрениями и представлениями об окружающем мире, пронизанные отголосками тотемистических отношений к таким внушительным представителям дальневосточной фауны, как медведь и тигр. Такие легенды связаны с различными запретами - одяви и с верой в действенную силу талисманов - синконов, которые ниспосылаются неудачливому охотнику, сироте или бедняку его покровителем, одним из духов, в том числе богатой невестой, полюбившей сироту и т.д. К этому циклу тесно примыкают распространённые легенды о непочтительном отношении к духу огня - подя.

Сказки и предания отражают как народный быт негидальцев, так и его повседневную мудрость.

Возьмём, к примеру, сказку, рассказанную негидальцем Кини И.А. "Злой дух покинутого селения".

«Один человек поехал на собачьей упряжке, доехал до того места, где находилось покинутое селение, и решил переночевать. Поднялся по склону берега до одного единственного сохранившегося балагана - зимника, привязал своих собак ( всех вместе, лишь сняв потяг с передка нарты) и вошёл в зимник, вошёл, чтобы переночевать, нарубил дров, развёл огонь в печке - осоке, сложенной из жердей, обмазанных глиной, стал варить себе еду - просо-буду, варил в кашу, котёл у него закипел. Тут на матице (вверху) послышался голос: «Как булькнет - то даже не узнаешь»- произнёс. «Дай-ка я схожу своих собак хорошенько привязать!» - сказал, решивший переночевать человек. Взяв рукавицы и шапку, вышел и собак как следует запряг в нарту. Затем повёл на поводке одну лохматую собаку к дому, отворил дверь и швырнул её в двери внутрь. Лохматка его завизжала. Он кинулся обратно к нарте, рванул повод (надетый петлёй на тормозную палку) и крикнул собакам: «Пошли!». Тут выскочил злой дух, побежал и ухватился за задний борт нарты. Тогда тот человек рубанул мечом и отрубил четыре пальца, злой дух отстал. Тот человек ночью добрался до своей деревни, поднялся по склону берега, собак всех вместе привязал, вошёл в дом и рассказал, как всё было. На другой день встал спозаранку и пошёл посмотреть, - а у него на нарте, на заднем борту, четыре пальца».


К устному народному творчеству относятся загадки:

  • Белые люди рубят-рубят, красный человек заносит-заносит. (Зубы, язык)
  • Старики сидят-сидят, шапки у них белые-белые. (Грибы)
  • Ноги как палки, голова как молоточек, руки как щипцы, глаза навыкате, есть животик и прозрачные крылышки. (Стрекоза)
Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

мы поддерживаем

Образование