Майский (Хабаровский край)

Материал из Letopisi.Ru.

В мае 1935 года по решению партии и правительства, на диком берегу Татарского пролива на пустынном берегу бухты Западная в устье ручья Нантэ было начато строительство электростанции, которая должна была дать электроэнергию зарождавшейся промышленности г. Советская Гавань. 27 мая 1935 года на пароходе "Сталинград" во второй половине дня на Рыбкино прибыл из Владивостока строительный батальон и 12 вольнонаемных, в числе которых были Новосельский С. И., Леонидова Г. К., Селиверстов Л. Д. и другие.

Новосельский С. И. вспоминал: "Глухо и неприветливо было вокруг. Могучие вековые деревья стояли плотной стеной и сердито шумели на пришельцев. Вот с этой природой нужно было вести борьбу людям. Борьбу упорную и жестокую". В 1936 году в марте из города Новороссийск на теплоходе "Каширстрой" прибыло оборудование. Первостроители были мужественными людьми: лютый мороз, снег, жизнь в палаткахземлянках, ручная работа не замедляли темпов строительства. В ноябре 1938 года запустили первый турбогенератор и два котла. Мощность электростанции - три тысячи киловатт. Советско-Гаванский район получил электроэнергию, ГЭС "ДЭСНА" вошла в систему Дальэнерго. В 1940 году было включено еще два котла и второй турбогенератор. После пуска станции началось строительство жилого поселка. Были построены детский сад и ясли на 50 мест, столовая и клуб. До 1941 года продолжалось строительство ГЭС, вошли в строй мехмастерские, котельная, подстанция №4.

C началом Великой Отечественной войны коллектив ГЭС "ДЭСНА" был мобилизован на обеспечение электроэнергией народного хозяйства и военных объектов. А с 1-го октября 1941 года начал работу военно-учебный пункт горвоенкомата (приказ №15 от 30.09.41г.) "30 сентября горвоенкоматом проведен сбор военнообязанных, работающих на ГЭС и проживающих на территории объекта. А также граждан с 1891 по 1922 гг. рождения, имеющих в личном пользовании велосипеды и мотоциклы". В первые месяцы войны было мобилизовано около 30% мужчмн. На место ушедших приходили женщины. На предприятии ужесточилась трудовая дисциплина. Не хватало рабочих рук, питание было скудным. 16. 07. 41г. приказ №122 фиксирует просьбу телефонисток: "...желая посильно помогать нашей Родине и Красной Армии, берем на себя обязанность работать по восемь часов вместо шести и без выходных". Разницу в заработной плате работницы просили переводить в фонд обороны "для скорейшей победы Красной Армии над фашистскими варварами". Были случаи увеличения продолжительности рабочего дня. Разгрузка угля проходила быстро, чтобы сократить расходы за простой судов. Для этого организовывались круглосуточные смены по восемь часов. На обед, который организовывался там же, отводилось 30 минут. Неоднократно в приказах тех лет упоминаются фамилии работников станции, которые, не считаясь со временем, без выходных, часто сутками отдавали себя работе. Это Щетинкин Г. Н. - машинист паровоза, Ильин Е. И. - старший машинист турбины, Тимощук П. П. - мастер электроцеха, Прохоренко П. Ф., Бондаренко Л. А., Ходаковский В. Ф. - рабочие и многие другие. С 1943 года на станцию стали возвращаться люди с фронта. Коллектив пополнился , и Майская ГЭС "ДЭСНА" продолжила свое развитие. В 1971 году ГЭС "ДЭСНА" была переименована в Майскую ГРЭС. Станция вошла в энергетическую систему "Хабаровскэнерго". Новый корпус был построен совместно с другими вспомогательными сооружениями и одной газовой турбиной в 1977 году, а в 1978 году была введена в эксплуатацию вторая газовая турбина мощностью 12мВт. Дефицит электроэнергии был на некоторое время снят. В 1983 году мощность Майской ГРЭС составляла 81мВт.

Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России