Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Критическое мышление

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его эволюционной эпистомеологии всякий живой организм действует как решатель проблем. При этом данные из окружающего мира используются для подтверждения или опровержения гипотез, которые живой организм предварительно задает. Не только организм, но и знание, которое он несет и хранит, адаптируется к окружающей среде путем естественного отбора. Знание всегда есть результат устранения плохо приспособленных гипотез или адаптаций. Если перед организмом встает проблема, то она порождает попытки решения с помощью выдвижения пробных теорий. Пробные теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок. Как подчеркивал Поппер, все организмы, чрезвычайно активны в приобретении знания. В приобретении знаний организмы, возможно, даже более активны, чем в приобретении пищи.

Идеального источника знаний, который можно было бы найти и на этом успокоится, не существует. Все существующие источники способны иногда приводить нас к ошибкам. Исходя из этого положения Поппер предлагает вообще отказаться от вопроса об источнике знаний и заменить его вопросом нахождения и поиска ошибок. Всякое знание, согласно Попперу является человеческим знанием. Это знание всегда смешано с нашими ошибками, предубеждениями, мечтами и надеждами. Единственное, что может делать человек, это искать истину путем поиска и устранения ошибок. Поиск и устранение ошибок происходит посредством критики теорий и догадок. Человек может критиковать свои собственные идеи или идеи других людей. В любом случае, исходным условием поиска истины является формулирование гипотез и теорий в форме доступной для критики. Эта необходимость вербализации, перевода мыслительных конструктов в форму, которая позволяла бы вести их обсуждение и анализ, осознавалась прежде всего когнитивными психологами, тесно связанными с миром кибернетических моделей.

Для Поппера было очевидно, что наука действует так же, как действует естественный отбор на уровне генов и организмов. Как естественный отбор отбрасывает, выбраковывает особи несущие неудачные гены непригодные для существования в окружающем мире, так и научная критика отбрасывает теории, которые не соответствуют проверки на истинность, не соответствуют экспериментальной проверке на совместимость с окружающим миром. Важно отметить, что для Поппера научные мимы по содержанию ничем не отличаются от мимов ненаучных. Поппер даже специально использовал термин «мифы», чтобы подчеркнуть, что и научные и ненаучные идеи суть придуманные людьми гипотезы. Отличия начинаются на уровне проверки мимов-гипотез на их соответствие реальности и на их устойчивость к критике. Под давлением критики мифы вынуждены приспосабливаться таким образом, чтобы давать все более адекватное и подробное изображение окружающего мира. Это объясняет, почему научные мифы под давлением критики так далеко отходят от религиозных мифов.

Согласно современным теориям познания, мимы, теории, мифы и мыслительные агенты существуют в едином социальном пространстве семиосферы. Человек принимает участие в развитии семиосферы и ноосферы через участие в деятельности сообществ. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеет сетевой и коллективный характер. Развитие технических средств создала для нашей познавательной деятельности необходимую сетевую инфраструктуру.

Деятельность, познание, творчество и обучение нуждаются в других людях. Обучение требует и партнеров-сверстников, с которыми можно было бы спорить и сотрудничать, и старших, которые могли бы оценить результаты деятельности.

Коллективная, со-общная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать студентам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной. Нам нужен бульон культуры, в котором идеи обсуждались и правились бы коллективом. Существование в рамках гипертекста различных точек зрения делает технологию ВикиВики важным средством для освоения навыков критического мышления. Средства создания коллективных гипертекстов значительно облегчают и провоцируют совместное написание, аннотирование и обсуждение статей. В рамках проекта Летописи нам постоянно приходится договариваться, уточнять и улучшать названия статей и метки категорий. Хорошее имя статьи, как и хороший тег классификации, - то имя и тот тег, которые победят в конкурентной борьбе, и будут использоваться другими участниками.



Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru