Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Каким может быть профильное обучение биологии в гимназии № 1538 города Москвы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Материал Коноваловой Ольги Викторовны (id086) на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе

С 1992 по 2004г. мы были школой № 1185. В школе работали биолого-химические классы. Осуществлялась связь с Российским Химико - Технологическим Университетом им. Д.И. Менделеева. Биология в этих классах преподавалась по учебнику Рувинского А.О. – 4 часа в неделю.

С 2004 г. года школа № 1185 получила статус гимназии и стала именоваться как ГОУ гимназия № 1538. Администрация гимназии уделяла большое внимание развитию гуманитарных наук (поскольку гимназия): русский, литература, риторика, история, два иностранных языка. В такой ситуации увеличить количество часов на биологию не представлялось возможным, (учебный план не позволяет). Сейчас ситуация меняется. Реализация идеи профильного обучения может решаться различными путями.

С этого года гимназия № 1538 является членом городской экспериментальной площадки по созданию индивидуальных учебных планов. Этот год является для гимназии организационным: мы только набираем материал по реализации индивидуальных траекторий учащихся в условиях классно-урочной организации учебного процесса. Почему мы выбрали именно это направление? Из года в год мы сталкиваемся с нежеланием учащихся выбирать, например, биолого-химический профиль, потому что ребятам нужна биология и математика или физика, но не нужна химия. Индивидуальный учебный план позволяет ученику выбрать для углубленного изучения те предметы, которые ему необходимы. А теперь, как администрация и учителя гимназии № 1538 представляют себе программу организации профильного обучения.

Учащимся 5-7 классов предложить большое количество элективных курсов (вторая половина дня) по всем предметам (желательно на полгода, что бы учащиеся смогли за год пройти два элективных курса) с целью выявления познавательного интереса и приобретения опыта познавательной деятельности.

Учащимся 8, 9 классов предложить спецкурсы по предметам с целью приобретения опыта собственного выбора, развития представления о собственных интересах и возможностях.

Учащиеся 10, 11 классов выходят на индивидуальные учебные планы с целью получения полноценного образования, в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями.

Эта программа обязательно будет поддержана дополнительным образованием и исследовательской работой учащихся (эта работа уже сейчас в гимназии № 1538 ведется на высоком уровне). Думаем с 10 класса сделать обязательным создание ученического портфолио.

В такой структуре найдется место и биологическому профилю. В 5-9 классах осуществлять изучение биологии по учебникам Пономаревой И.Н. В 10, 11 классах, для учащихся, выбравших биологический профиль – по учебнику Рувинского А.О. с подключением трехтомника «Биология» Н. Грина.

Учащимся можно предложить следующие элективные курсы:

5 класс - Путь в неизведанное (развитие исследовательских навыков).

Мои домашние питомцы (организация наблюдений)

6 класс – Путешествие с домашними растениями.

Разнообразие растительного мира.

7 класс – География животных с основами зоологии.

Занимательная зоология.

Спецкурсы:

8 класс – Мы за здоровый образ жизни!

Регуляция физиологических функций человека.

9 класс – Клетки и ткани.

Микробиология.

В поддержку индивидуальных учебных планов, предложить элективные курсы:

10 класс – Биохимия

Генетика человека

11 класс – Антропогенез

Физиология растений

Безусловно, здесь могут быть варианты, сейчас очень много литературы с программой элективных курсов. Учащиеся 10, 11 класса биологического профиля должны будут обязательно проводить исследовательскую работу, результаты которой можно будет представить на разных уровнях (в зависимости от качества). Ну и в идеале – именно ребята из биологической группы должны участвовать в олимпиадах по биологии и экологии, а также в других конкурсах, соответствующего профиля.

Таким образом, исходя из идеи профильного обучения, можно обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ. Нам хотелось, чтобы благодаря профильной подготовке в гимназии № 1538 у учащихся сформировалось собственное представление о том, кем они хотят стать, куда пойти учиться и какое получить дальнейшее образование.

Учитель биологии ГОУ гимназии № 1538 г. Москвы Коновалова Ольга Викторовна

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер