Информационные технологии в решении урбоэкологических проблем: нижегородский пример

Материал из Letopisi.Ru.

Информационные технологии в решении урбоэкологических проблем: нижегородский пример

В данной работе нами предпринята попытка рассмотреть проблему нарушения экологических прав граждан мегаполиса при незаконном или экологически необоснованном строительстве с позиций информационной составляющей этой проблемы. Саму названную проблему мы рассматриваем как пример типичной урбоэкологической тематики, содержащей в своей сути ряд информационных компонентов.

Перечислим главные из них:

  1. Неосведомленность граждан мегаполиса о своих экологических правах.
  2. Недоступность информации о планах на застройку города (как в масштабах всего мегаполиса, так и в конкретных микрорайонах) для простых граждан.
  3. Отсутствие информационно-юридической поддержки граждан, пытающихся отстоять свои права через суд или иные формы протеста.
  4. Неосведомленность (умышленная или непреднамеренная) застройщиков по поводу экологической экспертизы своей деятельности, а также об общественных правах.
  5. Отсутствие общего информационного поля для природоохранных организаций (в том числе НКО), занимающихся оказанием помощи гражданам в защите их экологических прав.


Постановка проблемы


В последние годы в Нижнем Новгороде и Нижегородской области активными темпами разворачивается градостроительная деятельность. При этом мнение общественности (граждан, объединений) фактически не учитывается, что приводит к возникновению множества конфликтов между населением и застройщиками. Очень плотная застройка почти лишила людей дворов, зелени, но обеспечили их близко расположенными к жилым домам автозаправочными станциями, стоянками, мини-маркетами, торговыми центрами и другими объектами, не улучшающими здоровье населения и окружающую среду города. Суды и органы прокуратуры завалены заявлениями граждан о нарушении их экологических прав. Средства массовой информации постоянно поднимают тему застройки городов и других населённых пунктов Нижегородской области, в том числе посредством прямых эфиров с участием всех заинтересованных сторон (потерпевших, строителей и представителей власти). Регулярно проводятся митинги, пикеты, акции (как санкционированные, так и спонтанные), устроенные возмущёнными нижегородцами. С каждым днём таких мероприятий всё больше, но проблема незаконной застройки в Нижнем Новгороде и Нижегородской области конструктивно не решается по сей день. Конечно, было несколько показательных «порок» таких застройщиков администрацией, но это были мелкие и незначительные объекты. Да и сами эти «процессы» оказались незаконными, что дискредитировало саму идею борьбы с подобным строительством. А крупные объекты рьяно защищаются властями и силовыми структурами. Областные и городские власти не предпринимают никаких действий к исправлению данной ситуации, а иногда и способствуют её образованию. В связи с этим граждане вынуждены обращаться в прокуратуру и судебные органы.

В юридическую общественную приёмную, организованную на базе Экологического центра «Дронт», также поступает множество заявлений от жителей города и области о том, что при осуществлении той или иной строительной (хозяйственной) деятельности нарушаются их права на благоприятную окружающую среду, на получение своевременной и полной информации о намечаемой деятельности. Анализ этих заявлений выявил, что, в основном, городское население элементарно не знает своих экологических прав. Знание же этих прав поможет снизить социальную напряжённость, предотвратит многие конфликты, отработает процедуру учёта мнения граждан и общественных организаций, будет способствовать формированию активной гражданской позиции различных слоёв населения в сфере защиты экологических прав и интересов.

Государственные органы подчас не имеют возможности проследить за каждой стройкой, тем более за маленьким объектом (например, за строительством стоянки). Недобросовестные застройщики пользуются этим и возводят объекты без необходимых на то разрешений и исследований, совершенно забывая, о том, что могут причинить непоправимый вред здоровью и жизни граждан, а также окружающей среде. Да и государственные организации подчас выдают неправомерные заключения и распоряжения, думая, прежде всего, о собственной выгоде, а не о безопасности людей.

Какие же способы защиты существуют в нынешней российской действительности (1):

  1. Любая хозяйственная или иная деятельность(в данном случае строительная), оказывающая воздействие на окружающую среду, должна проходить государственную экологическую экспертизу. Это есть обязанность заказчиков строительства, закреплённая в Федеральном Законе «Об экологической экспертизе».
  2. Заинтересованные граждане имеют возможность участвовать в соответствии с российским законодательством в процессе проведения экологической экспертизы и делать свои замечания к проекту намечаемой деятельности.
  3. Граждане могут быть инициаторами проведения общественной экологической экспертизы, до принятия решения о реализации объекта заинтересованная общественность имеет право на получение достоверной информации о намечаемой хозяйственной или иной деятельности и на внесение предложений об изменении проекта. Для этого в Российской Федерации существует процедура проведения общественных слушаний.
  4. Из нижегородской практики можно отметить ещё один эффективный способ предотвращения нарушений экологических прав - это создание товариществ собственников жилья.
  5. Распространённый способ защиты своих прав на благоприятную окружающую среду- это проведение пикетов, митингов, демонстраций и шествий.
  6. Обращение в суд (самый сложный, долгий, но довольно действенный способ по восстановлению нарушенных экологических прав).

В нашей работе мы предлагаем способы содействия решению указанной проблемы с информационных позиций. Суть рекомендаций состоит, в частности, в следующем:

  1. Необходима разработка и активное использование специализированного сайта для граждан по вопросам защиты экологических прав горожан.
  2. Общественные приемные НКО должны создавать информационную базу «прецедентов», примеров, которые позволяют анализировать различные возникающие ситуации и эффективно разрешать их.
  3. Необходимо формирование общего информационного поля для всех организаций (государственных и НКО), занимающихся этой проблематикой, например, на базе специализированного сайта в Интернете.
  4. Большую роль в просвещении населения, а также выявлении «узких мест» проблемы и случаев ущемления прав горожан должны сыграть специально подготовленные анкеты и опросники. К решению технической стороны опроса следует шире привлекать молодежь и волонтеров.
  5. Активное издание и распространение брошюр и листовок, посвященных проблематике защиты экологических прав граждан.
  6. Интенсивное использование горячих телефонных линий, интерактивных опросов на каналах местного телевидения, радио.
Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал