Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Индивидуальная образовательная траектория школьников лицея № 74 города Омска

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Материал Лукашенко Ирины Викторовны (id097, id098) на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе


Предмету биология в структуре образовательного процесса лицея, выстроенной нами как совокупность взаимосвязанных ступеней, условно названных «Подготовка», «Поиск», «Выбор» и «Специализация», отводится важная роль, связанная с ориентацией учеников на профили биологической направленности. Начиная с пятого класса, дети выстраивают свои ин-дивидуальные образовательные маршруты и помогает им в этом дневник лицеиста (портфо-лио самоопределения», который был разработан творческой группой учителей лицея. Днев-ник ведётся школьниками с 5 по 9 класс. Для каждого класса выделен отдельный раздел. Все разделы включают в себя следующее содержание:краткая информация об ученике и педагогах, с которыми он взаимодействует; фиксация результатов наблюдения за изменениями интересов школьника; определение наиболее значимых для ребёнка на сегодняшний день ценностей, его ценностные ориентации; страница выбора кружков и элективных курсов;фиксация значимых для школьника результатов его участия в коллективных творческих делах, олимпиадах, проектах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, причём не только организуемых лицеем; фиксация продуктов своей деятельности: проектов, учебно-исследовательских работ, со-чинений, рисунков и других материалов, которые помогают в выборе будущего профиля; прогноз детей о своих жизненных планах и предварительный выбор будущего профиля с кратким обоснованием выбора.

Формирование портфолио самоопределения в виде Дневника лицеиста, не только помогает школьнику сделать осознанный выбор профиля обучения, но и содержит информацию, на основе которой может осуществляться планирование деятельности классного руководителя. Субъекты образовательного процесса (преподаватели, руководители, учащиеся и др.) могут использовать портфолио для различных целей: расширения возможностей обучения, изучения процесса обучения, поощрения самообразования, демонстрации развития по отношению к выявленным результатам, создания общего подхода для инструкций и оценки, обеспечение подхода, при котором сами учащиеся будут оценивать свое обучение, возможности поддержки развития личности и т.д.

С 5-го класса дети начинают выстраивать индивидуальные траектории, выбирая отдельные специальные курсы и элективы. Все курсы по выбору проводятся у нас во второй половине дня, через час от основного расписания уроков. У каждого лицеиста есть зачетная книжка, в которой они делают отметки о прохождении отдельных курсов.

В соответствии с нашей моделью тематика курсов по выбору в 5-7 классах может меняться из года в год в зависимости от запросов лицеистов, но должна включать обязательный минимум предметов из различных образовательных областей. Моделируемый подход к организации курсов по выбору на ступени «Поиск» позволяет обеспечить охват всех образовательных областей, благодаря этому учащимся предоставляется возможность «попробовать себя» в разнообразных видах деятельности и сделать выбор направления дальнейшей профилизации. На этой ступени из биологических курсов по выбору действуют следующие: «Занимательная ботаника», «Удивительные животные», «Экология».

Целью курсов по выбору 8-9 классов является создание условий для предварительного само-определения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Учащиеся имеют возможность посещать ориентационные курсы по следующим направлениям: социально-экономическое, информационно-технологическое, естественнонаучное. Учителя биологии ведут курсы: «Лекарственные растения региона», «Практикум по биологии (человек)», «Экология города», «Нормальная физиология животных и человека» (на базе ветери-нарного института) и др.

На этой ступени обучения мы организуем деятельность по формированию профильных классов, которая в настоящее время состоит из 5-ти шагов: включение в активный поиск своего направления обучения (8-9 класс); разъяснительную деятельность (9 класс); выбор направления дальнейшего обучения; анкетирование; корректировку учебно-воспитательного процесса в старшей школе. С 2007 года лицей вошел в число образовательных учреждений, участвующих в эксперименте по организации сетевого профильного обучения на параллели 10-х классов. Экспериментальная работа предполагает организацию и проведение массовых мероприятий с родителями, учащимися, педагогами и социальными партнерами. Например, ярмарок профессий, на которых все школы и учителя, входящие в сеть, презентуют результаты своей деятельности. Общественность в лице учеников и родителей изучает возможности каждой сетевой школы и решает о том, на какой профиль и к кому из учителей они пойдут изучать профильные предметы и элективы (в общем объеме 12 часов, в соответствии с ФБУП 2004 года). Базовые предметы в количестве 24 часов они изучают в своей базовой школе.

На параллели 10-х классов, входящих в сеть, нет жестких профилей, а есть индивидуальные образовательные траектории. В текущем учебном году 60 учеников лицея вошли в сеть, это 2 класса. Для такого количества учеников мы могли открыть 2 профиля, но тогда бы мы смогли удовлетворить интересы далеко не всех школьников. Организовав сеть и проанализировав индивидуальные траектории детей, мы увидели 23 варианта индивидуальных образователь-ных траекторий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если бы мы работали по-старому, то смогли бы удовлетворить интересы учеников только 2-х из 23-х направлений обучения. Остальные бы, обучаясь с перегрузкой (изучая не нужные им профильные предметы), добирали бы недостающие им знания на элективах, подготовительных курсах.

Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся включают в себя также и участие в мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности: в работе лицейского научного общества учащихся «Эврика», участие в интеллектуальном конкурсе «Кубок лицея». Обязательным компонентом нашей работы является выстраивание индивидуальных траекторий развития одаренных детей. Благодаря победе в конкурсе образовательных учреждений в рамках приоритетного нацио-нального проекта «Образование», появилась возможность в значительной степени обновить методическую базу и дидактические материалы кабинета биологии, приобрести таблицы, микропрепараты, микроскоп с подключением к компьютеру, мультимедийные энциклопедии, наглядные пособия, мебель и т.д. Все это способствовало повышению качества преподавания, как учебных предметов, так и курсов по выбору.

Лукашенко Ирина Викторовна, учитель биологии лицея №74 г. Омска

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер