Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Желаемая организация учебного процесса в профильном биологическом классе школы №1944 г.Москвы.

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Материал Ереминой Т.А.(id066)на Педагогический семинар Профильное обучение биологии в школе

Залог успеха в любом деле — правильная изначальная организация. В полной мере это относится и к учебному процессу.

Как его построить, с чего начать, какие использовать методы и приемы, к каким результатам надо стремиться? Что должны знать и уметь выпускники специализированных биологических классов?

Основные направления в организации учебного процесса.

1. Специализированные школы и классы должны дать школьникам прочные базовые знания по биологии, познакомить с главными проблемами, стоящими перед современной наукой. Уровень этих знаний должен быть таким, чтобы выпускники школы, желающие продолжить биологическое образование, смогли выдержать вступительные экзамены по биологии в вузы и быстро адаптироваться там к учебному процессу. Для всех остальных школа должна дать законченное биологическое образование довольно высокого уровня, которое, несомненно, пригодится им в жизни.

2. Необходимо дать учащимся хорошие навыки самостоятельного овладения знаниями. Их можно формировать в ходе организации опытнической работы, наблюдений в природе, во время работы со специальной литературой, справочниками, определителями и т. д.

3. Учащиеся должны получить определенные навыки работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями; уметь поставить, а затем проанализировать научный эксперимент.

4. За время учебы в специализированных классах ребята не должны потерять интереса к биологии; очень важно учителю поддерживать этот интерес, укреплять его, помогать учащимся в выборе будущей профессии.

Вычленив основные задачи и направления работы, можно приступать к их реализации. Первым наиболее важным вопросом является определение учебной программы.

В основу программы (раздел «Общая биология») положен историко-логический подход, согласно которому общебиологические закономерности рассматриваются по уровням организации, начиная с молекулярного и кончая биосферным. Каждая тема логически связывается с предыдущей, что дает возможность показать учащимся развитие фундаментальных биологических наук; реализация исторического принципа помогает осознать современные достижения биологии как этап в развитии науки. Каждый предыдущий раздел программы подводит учащихся к пониманию последующего, планомерно развивает общебиологические понятия в процессе изучения данного курса.

Программа для специализированных классов должна быть своя, углубленная по всем темам, с учетом возможностей усвоения материала учащимися и временными рамками, отведенными на специализированный курс. Учитель должен быть хозяином программы, а не программа терроризировать учителя. Глубина раскрытия каждой темы, ее насыщение фактическим материалом является основной работой учителя и зависит во многом от уровня его подготовки, как научной, так и методической, а можно сказать и от его таланта, а также от интеллектуального уровня учащихся.

В школе на углубленное изучение биологии лучше выделять 5 ч в X классе и 5/6 ч в XI классе. При этом рекомендуется 3 ч в неделю отводить на изучение теории и 2 ч на лабораторные занятия. С лабораторными работами всегда много проблем.

Можно создать филиал УПК на базе школы и готовить школьников по профессии лаборант-микробиолог. Найти научно-исследовательский институт, который помог бы создать комиссию по присвоению квалификации лаборанта-микробиолога; разработать лабораторные работы, необходимые для получения данной квалификации.

В программу подготовки лаборанта-микробиолога гармонично входят многие лабораторные работы углубленного курса: микроскопия, работа с лабораторным оборудованием, научными приборами, лабораторные по молекулярной биологии и генетике микроорганизмов и т. д. Учащиеся могут работать в школьной лаборатории группами по 4 ч в неделю, а также в лабораториях различных НИИ: в Институте общей генетики, в НИИ биоорганической химии им. М. М. Шемякина, на биофаке МГУ.

Таким образом, можно решить сразу несколько проблем: составить программу практического курса биологии и вывести за рамки уроков, а также дать возможность учащимся получить профессию, по которой они действительно устраиваются работать, если сразу не поступают в вуз. Кроме теоретических занятий и лабораторных работ, в процессе преподавания биологии очень важное значение имеет полевая биологическая практика. Навыки наблюдений за живыми объектами в природе, постановка, эксперимента в полевых условиях не могут заменить занятия в классе и лаборатории.

Важно показать ученикам работу биолога-полевика, так как многие из них собирались стать зоологами, ботаниками, этологами, экологами, почвоведами. Нужно создать такие условия, чтобы была видна не только романтика этих профессий, но и те трудности, с которыми предстоит встретиться. Великое благо — это заповедники, в них можно не только побывать, но и поработать и оказать помощь заповеднику.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках. Основной формой изложения нового учебного материала должна стать лекция. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, то можно проводить лекцию-беседу.

На таких уроках ребята постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают выводы, т. е. проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, стараться подвести их к самостоятельному формулированию и пониманию законов и явлений.

Помимо лекций важным источником является для учащихся дополнительная литература. Надо дать список к каждому уроку или к каждой теме и где найти.

Еще одной важной формой работы можно считать семинарские занятия. Во время семинарских занятий старшеклассники учатся делать доклады, сообщения; подбирают нужный материал по источникам, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Именно на семинарах ребята знакомятся с некоторыми основами методологии, обсуждают вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их и т. д.

Навыки самостоятельной работы особенно наглядно проявляются во время написания реферата. Для работы над ним учащимся выделяется около полугода. В начале X класса школьники выбирают тему реферата, согласуют с учителем его название и план работы. Большинство тем рефератов связаны с постановкой опытов, экспериментов, с наблюдениями в природе. По ним ребята выступают на научных конференциях, участвуют в конкурсах и олимпиадах.

Главная ценность такой работы состоит в том, что при сборе материала для реферата учащиеся втягиваются в научно-исследовательскую работу, начинают чувствовать вкус к творчеству.

Утель биологии Ерёмина Татьяна Аркадьевна в школе №1944 г.Москвы

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер