Приглашаются Все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии», тема месяца – Проект Летний десант


Эссе «Россия. ХХ век»

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Автор: Лелетка Евгения Алексеевна

Исследовательские проекты наиболее перспективный метод преподавания истории в старших классах. Учебный проект — организационная форма работы, которая ориентированна на изучение законченной учебной темы из учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую или творческую деятельность, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Над темой проекта мы думали не долго. В изучении данной темы совпали интересы всех. Во-первых, класс, в котором я начинала работать по Intel (как это потом выяснилось) технологии занимался по профилю — информационных технологий. К изучению истории их интерес был достаточно скромен, а вот научить учителя пользоваться компьютером — пожалуйста. Понимая, что интерес к предмету играет не последнюю роль в качестве знаний, я обратилась к методу проектов. Во-вторых, я совсем не была против освоить новый уровень владения компьютером. В чем мне очень помогли мои ученики и курсы «Intel технологии в образовании». В-третьих, по программе необходимо было изучать самый интересный и дискуссионный период истории — ХХ век в России.


Работа над проектом проводилась в октябре-марте 2004— 2005 учебного года. Выбор темы определялся следующими факторами:

• события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;

• разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;

• работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

Этот проект охватывает некоторые главные (с нашей точки зрения) события, происходившие в России в ХХ веке. Учащиеся не просто изучали хронику событий и излагали её в виде презентаций, но и эти события анализировали с точки зрения процессов модернизации, альтернативности и глубины влияния на дальнейший ход истории. В процессе работы школьники знакомились с содержанием учебного материала, изложенного в разных учебных пособиях, изучали мемуарную литературу, знакомились с документами эпохи, сопоставляли и анализировали различные оценки событий, формулировали свою точку зрения.

Проект способствовал ускорению изучения темы. Хотя, предварительная подготовка порой отнимала очень много времени сил. Иногда нам очень трудно было отобрать материал. Выделить в нем необходимые аспекты. Это практически не удалось в презентации по первой русской революции. Зато, какой объемный и содержательный получился тест. Одноклассники с удовольствием на него ответили и получили оценки от авторов презентации.

Были темы, с которыми случалась другая «беда» — недостаток исторических источников, обращались во всемирную паутину. О «паутине» — это для нас пока мало доступно, ученики чаще и больше пользуются ей дома. Интересной для нас оказалась тема экономических реформ в после военное время, их прогнозов и результатов. Проблема национального вопроса на современном этапе мало изучена, поэтому у нас были трудности с подбором информации.

У учеников возникали трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима была поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.

В год 60-ти летия Великой Победы мы не могли обойти эту тему и помимо обобщающей работы по Великой Отечественной войне, мы всей школой исследовали участие воинов-искитимцев в боевых действиях «Украинского фронта». В той презентации ученики раскрыли не только исследовательские навыки, но и свои успехи в области технического оформления проекта со вставкой видеофрагментов и анимацией слайдов.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проектной методики:

•неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

•повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогают выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Личные инструменты
организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

мы поддерживаем

Образование