Приглашаем в проект «300 ИнтелШкол-2010»

Эссе "Не в деньгах счастье. Мы точно это знаем!

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Автор: Белякова Людмила Семеновна

На первом этапе, когда мы обсуждали творческое название проекта, ребята предложили «Не в деньгах счастье!?», настаивая на ! и ? знаках. Неожиданным для меня было, когда в конце работы Алина Калмыкова сказала: «Давайте уберём вопросительный знак! Нам было так здорово работать всем вместе! Мы испытали столько счастливых минут. По-моему, никто уже и не сомневается, что не в деньгах счастье». Одноклассники её поддержали.

Мне близки слова Теодора Рузвельта «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Поэтому, когда подошли к теме, которая в учебнике по английскому языку так и называется «Деньги», я решила, что только метод проектов может в полной мере реализовать воспитательные цели наряду с учебными. Кроме того, главное направление нашего лицея – экономическое. Я понимала, что работа будет вестись не только в урочное время. Но то, что практически вся школа будет вовлечена в реализацию проекта – это заслуга моих учеников. Опросы, анкетирование, беседы, классные часы ребята проводили с учащимися 1-10 классов.

Очень радовало то, что ребята умеют работать в соответствии с планом, не нарушали сроки, если какая-то из групп, встречала материал для другой группы, сообщали об этом своим товарищам. Чёткое распределение обязанностей, взаимопомощь можно было наблюдать на протяжении всего проекта.

Но большую гордость я испытывала, когда ребята что-то делали сверх плана, то, что возникло в ходе работы над проектом. В конце работы, на конференции, организовали «свободный микрофон», каждый из участников проекта отвечал на вопрос: «Что я приобрёл в ходе работы над проектом?». Это было здорово, что каждый не только узнал много новых английских слов, прочитал много разных текстов на английском языке, смог выступить с речью на уроке английского языка, но и по-другому увидел школьные предметы и учителей, оказывается, знания разных предметов нужны, чтобы свободно общаться по данной теме. Кроме того, ребята с удовольствием участвовали во внеклассной работе: сочинения, аукционы, сценки, классные часы, родительские собрания. Как учитель и как классный руководитель я горжусь успехами моих учеников. О некоторых из них мне бы хотелось рассказать. Группа экономистов очень «тесно» работала с учителем экономики. Так как у нас экономическое направление является профильным, ребята старались, чтобы их рекомендации на выявленные проблемы были профессиональными. Кроме того, группа провела аукцион среди учащихся 7-ых классов, а на полученные деньги купили новые игрушки для детского дома. Необычным оказался созданный ими мультфильм «Копейка рубль бережёт», все ожидали, что сейчас появятся копейки, их копим, чем больше копеек сохраним, тем быстрее рубль накопим. А их копейка защищала рубль от доллара и евро. Мультипликаторов провожали под шквал аплодисментов.

Группа психологов по итогам опросов и анкетирования выявила проблему, что из-за карманных денег происходят конфликты в семье. Только 25% опрошенных считают, что им вполне достаточно тех денег, которые они получают от родителей. Из 85 семиклассников нашего лицея только трое обходятся без карманных денег, родители покупают вещи и продукты, оплачивают обучение и питание в школе, проездной билет, на развлекательные мероприятия они ходят вместе с семьёй или с классом. Кузьмина Лера, Калмыкова Алина, Дерр Алина, Буланкин Родион подготовили и провели родительское собрание - ролевую игру, когда родители выступали в роли детей и доказывали, что современному подростку без карманных денег просто необходимо. А дети в роли родителей доказывали обратное, что они их полностью обеспечивают, к примеру, зачем брать деньги на шоколадку, когда мама и так её купит, и где гарантия, что эти деньги не будут потрачены на сигареты, пиво. На доске выписывались все мнения, в конце ещё раз зачитывались вслух. И родители, и дети были очень удивлены, что оказывается так легко можно понять друг друга, если взглянуть на проблему «глазами противника». В конце собрания был показан видеоролик «Как тратят карманные деньги школьники?». Многие родители и дети благодарили за такую интересную форму и на следующем собрании сказали, что теперь почти исчезли споры по поводу карманных денег. Эта группа очень тесно работала с психологом. На классных часах в 7-10 классах обсудили такие вопросы: Почему в любом обществе существовали и существуют богатые и бедные? Есть ли психологический портрет «миллионера»? Все ли хотят иметь много денег? Материальные и нематериальные ценности. Насколько справедливо распространенное в нашей стране мнение, что «богатый человек» это, как правило, злой и нечестный человек.; и другие.

Группа аналитиков выявляла на что, прежде всего, тратятся деньги из семейного бюджета и на чтобы хотели члены семьи потратить деньги, если бы их было больше, чем семья имеет сейчас. В соответствии с этим создали рекламный буклет, на что стоит потратить деньги. Группа историков обнаружила очень интересную вещь, опросив учащихся 7-10 классов, только 2% смогли вспомнить некоторые факты из истории появления денег, остальные же помнили то, что учили об этом на уроках истории и экономики, но не могут вспомнить информацию по данному вопросу. Поэтому собранный материал и представленный в презентации и в газете об истории появления денег, рубля, доллара был очень интересным и помог повторить материал по другим предметам. Замечательной была выставка монет разных стран, разных эпох которую организовали Радченко Денис, Меркурьева Алёна, Зяблицева Юля. Ребята рассказали и историю появления этих денег в их семье.

«Изобретатели» провели опрос, какие бы денежные купюры и монеты, а может что-нибудь другое, хотели бы учащиеся нашего лицея, педагоги. На основании этого были разработаны «новые деньги», провели конкурс среди учащихся разных классов, наградили победителей. Группа литераторов выпустила сборник сочинений на темы: «Если бы я нашёл место, где много денег, я бы …», «Моё отношение к пословице «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» на английском и русском языках. Когда мы вместе читали сочинения, так как я должна была проверить ошибки, было очень приятно, что наши ребята не забыли о детских домах, о родителях и родственниках, о бездомных животных. Часть денег хотели бы потратить на образование и путешествия, на дома и машины. Хотя 2% мечтают купить шубы себе и маме (это девочки) и футбольные и хоккейные клубы (это мальчики).

Сочинения писали учащиеся 4-8-ых классов. Для старшеклассников были организованы круглые столы, диспуты. Они обсуждали высказывания великих людей. Например, «Многие каждый шиллинг в чужом кармане воспринимают как личное оскорбление» (О’Генри); «Деньги портят характер», «Деньги-вещь очень важная. Особенно когда их нет» (Эрих Мария Ремарк); «За деньги мы вынуждены платить свободой» (Р.Л.Стивенсон); «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья» (Н.Г.Чернышевский).

Ребята этой группы нашли очень интересную пьесу на английском языке Марка Твена «Банкнота в 100000000$», подготовили артистов для выступления на школьной сцене. После этого организовали обсуждение, выявили проблемы, каждый имел возможность высказаться.

Комитет страноведения. Результаты опроса показали, что ребята не знают денежных единиц разных стран. Исключая доллар и евро. К моему удивлению, некоторые ребята не могли назвать даже денежную единицу Великобритании, хотя мы это изучали, когда проходили такие темы как «Покупки», «Еда», «Великобритания», «Хобби». Кроме того, многие выезжают на отдых с родителями за границу. Поэтому буклет «Денежные единицы разных стран», созданный Милаевым Ромой, Юнусовым Артуром, Смирновым Сашей ребята с удовольствием читали и взяли домой. Филологи через опрос в Интернете, из личных встреч с иностранцами, из анкет наших туристов и выезжающих работать в Америку и учиться в Великобританию, выяснили, что почти все попадали в курьёзные ситуации, когда не понимали сленга о деньгах. Например, одна девочка, когда её спросили, есть ли у неё ‘ bread’, что означает «хлеб» ответила «нет», хозяин, где она жила стал ей давать деньги, а в деньгах она не нуждалась. Словарь в картинках «Английский, американский и русский сленг для обозначения денег» также имел большой успех.

Именно в ходе работы над проектом формируются и развиваются ключевые компетентности. Какие наблюдения я делала? Так, например, на первой стадии – подготовка, и на второй стадии – планирование, ученики ставили цели, учились соотносить их с целями других людей, планировали результат своей деятельности, разрабатывали алгоритм его достижения. Третий этап – исследование, развивает готовность к самообразованию, способность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях. На четвёртом этапе – результаты и выводы, формируется способность соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, а также коммуникативная компетентность, готовность отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

В ходе реализации проекта ребята выставляли себе баллы (0,1,2), то же самое делала я, при анализе смотрела, что совпало, на что нужно обратить внимание. Например, кто-то затруднялся в планировании результата своей деятельности в начале предыдущего проекта, сейчас можно было увидеть прогресс.

Результаты контрольных работ также показали эффективность метода проектов при изучении данной темы по сравнению с предыдущим годом.


Отзывы ребят очень радуют. Несколько примеров.

«…Даже и не думала, что можно так интересно изучать тему, не только научились, как проводить аукцион на английском языке, но было всё по настоящему, рады, что помогли ребятам из детского дома» (Настя Чекина)

«Мне больше всего запомнилось, как на нашу выставку монет приходили ребята разных классов. И не просто смотрели, а задавали вопросы, поэтому нам пришлось много поработать с литературой, обратиться к учителю истории» (Денис Радченко)

«Деньгами счастье не измерить, проект проверить нам помог» (Айсель Мехтиева)

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер