Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Чебоксары

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск
Чебоксары - столица Чувашской Республики

Общие сведения

ЧЕБОКСАРЫ, Шупашкар — столица Чувашской Республики, ее административный, экономический и культурный центр. В составе Чебоксар три района — Калининский, Ленинский, Московский и Заволжское территориальное управление.

Географическое положение:

Координаты - 56020' северной широты, 47010' восточной долготы

Площадь города – 23,3 тыс.га

Расстояние до Москвы 661 км. Расстояние до ближайших центров соседних регионов: г. Казань - 181 км.; г. Н.Новгород - 247 км.; г. Ульяновск - 244 км.; г. Йошкар-Ола - 93 км.

Численность населения в 2000 году - 472 тыс. чел. (в 1970 - 208 тыс., в 1989 - 432,6 тыс.).

По данным Чувашстата численность постоянного населения города Чебоксары на 1 января 2007 года составила 452,9 тыс. человек, в том числе городского – 441,3 тыс. человек (97,4%), сельского – 11,6 тыс. человек (2,6%).

За год численность жителей города Чебоксары снизилась на 1,2 тыс. человек, в основном за счет миграционной убыли.

За счет административно-территориальных преобразований (преобразование поселков городского типа Новые Лапсары, Сосновка, в сельские населенные пункты) городское население сократилось, а сельское увеличилось на 10,3 тыс. человек

Численность городского населения по районам города Чебоксары на 1 января 2007 года составила:

Калининском - 147,5 тыс.чел.

Ленинском - 117,9 тыс.чел.

Московском - 175,9 тыс.чел.


Для территории свойственна значительная овражно-балочная изрезанность. Овраги очень разнообразны по своим размерам и формам. Растущие овраги (Чернышевский, Гремячевский, в Лакреевском лесу и т. д.) наносят вред городскому хозяйству.

Город занимает выгодное экономико-географическое положение, которое еще более улучшилось в последние годы и определяется наличием автомагистралей Нижний Новгород — Чебоксары — Ульяновск, а через плотину ГЭС на Казань и Йошкар-Олу, 100-километр. ответвления от ж-д. узла Канаш, а также Волгой, по-прежнему определяющей развитие и функционирование города. Выгодное транспортно-географическое положение Чебоксар усиливается благоприятным соседством: Поволжье и Урал представляют интерес как поставщики важнейших видов стратегического сырья (нефти и газа, а также металлов); Центральная Россия — центр сосредоточения новейших наукоемких производств, а также рыночной инфраструктуры. В пределах Чувашии Чебоксары имеют прочную связь со всеми административными районами республики благодаря развитой автодорожной сети. Практически 85% грузооборота и пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт.

Планировочная структура города в большой степени следует рельефу территории, сформирована водоразделами притоков Волги (Чебоксарки, Сугутки, Кайбулки), которые веерообразно расходятся в меридиальном направлении. Вследствие этого основная городская застройка расположена на водоразделах и образует клинообразные территории административных районов, сходящиеся амфитеатром у Волжского залива и расширяющиеся к югу (на 10 км вглубь) до городской черты. Ленинский район — типичный район столичного города, в котором доминирует непроизводственная сфера, в Калининском районе непропорционально громоздко представлена промышленность (80%), а в Московском районе доминируют жилые комплексы. Все основные транспортные магистрали: Б.Хмельницкого, Гражданская, проспекты Ленина, Калинина и Московский — проложены по верхним отметкам гряд водоразделов и образуют радиальную систему улиц, сходящуюся к заливу. Полукольцевая магистраль — Текстильщиков — Гагарина — соединяет улицы радиального направления и связывает разведенные части города. Остальные улицы следуют радиальным направлениям или перпендикулярны им. Общее количество мостов и дамб в городе - 36, из них крупных — 16, железобетоных — 12. Наиболее крупные железобетонные мосты расположены по направлению основной магистрали: улица Калинина — улица Володарского — Московский проспект и через речки Трусиха и Сугутка.

Чебоксары — многофункциональный город. Основные промышленные предприятия и коммунально-складские учреждения объединены в промышленные зоны Восточную и Южную (80% рабочих мест промышленности города). В центральном секторе города проживает около 7% населения, сосредоточено примерно 70—75% рабочих мест непроизводственной сферы. Северный сектор — Заволжье — наименее заселенный район и характеризуется в основном как рекреационая зона.

На долю промышленной сферы приходится 63,1% общего числа занятых в городском хозяйстве. Отрасли промышленной специализации — машиностроение и металлообработка (43 крупных предприятий города, удельный вес занятых в промышленности составляет 63%). Сложилось многоотраслевое машиностроение. Профилирующей отраслью является электротехническое машиностроение (11 круп. фирм и предприятий, в т.ч. Электроприбор, ЗЭИМ, ЧЭАЗ); тракторостроение; станкостроение и приборостроение (ОАО «Промтрактор», машиностроение, «ЭЛАРА», «Энергозапчасть»). Далее следует легкая промышленность (ХБК, трикотажная фабрика). Основная часть продукции, особенно хлопчато-бумажных. и трикотажных производств вывозится за пределы республики. Завод им. В.И.Чапаева выпускает химическую продукцию и потребительские товары. Действуют ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, мебельная фабрика и предприятия пищевой промышленности, но в номенклатуре вывозимой продукции доминируют в основном алкогольные напитки (2 крупных предприятия и 11 предприятий и фирм, выпускающих продукты питания).

Усиливается градообслуживающая роль строительного комплекса, ориентация на удовлетворение нужд города. Это сопровождается функциональной перепрофилизацией его деятельности с индустриальной на преимущественно социальную, прежде всего на решение жилищной проблемы. В городе действует 88 строительных организаций. Плотность транспортной сети составляет 3 км/кв. км. Существует 20 автобусных маршрутов и 18 троллейбусных, а также маршрутные такси.

Историческая справка

Чебоксары – город с многовековой историей. В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года, когда русские воины остановились здесь на своем пути в Казанское ханство. Однако как населенный пункт он существовал значительно раньше. По данным археологических раскопок на его месте с рубежа XIII - XIV веках существовало болгаро-чувашское поселение.

В 1555 был построен русский военный город Чебоксары, состоявший из военной крепости и торгово-промышленого посада. В 1625 в Чебоксарах насчитывалось 458 военнослужащих; по данным 1646 г., на посаде проживал 661 человек мужского пола. В 1-й четверти XVIII века некоторые категории военнослужилых людей (стрельцы, казаки) были переведены в податные сословия. По результатам 1-й ревизии 1723, в Чебоксарах насчитывалось 1924 чел. податного населения (муж. пола); в 1879 проживало 4498 человек (2308 жен., 2190 муж.), в т.ч. 2450 мещан, 277 купцов, 146 дворян. С конца XVII - начала XVIII столетия Чебоксары считались известным торговым городом Поволжья, в 1781 году приобрели статус провинциального города Казанской губернии. В начале XIX века население его составляло пять с половиной тысяч жителей, а промышленность ограничивалась лесопилкой и несколькими маленькими заводами.

Городок был известен также множеством церквей (25 церквей и 4 монастыря), а чебоксарские колокола знали в Лондоне и Париже.

В XVI — 1-й половине XVII века в городе были построены Введенский собор, 4 монастыря: 2 мужских — Троицкий и Преображенский, 2 женских — Николаевский и Благовещенский, 1 муж. пустынь Сретенская (Владимирская, позднее монастырь), 8 церквей. В XVIII веке в Чебоксарах были построены каменные здания казны и архива, магистрата, кружечного двора, 10 каменных церквей. В 1880 здесь насчитывалось 783 дома (в т.ч. 33 каменных), 91 лавка и магазин, 3 училища, 2 больницы, 1 банк.

В начале XX века в городе проживало 5,1 тыс. человек. Общая площадь территории, вместе с пригородными селениями Геронтьевской слободой, Лакреевкой, Усадкой, Набережной, Кнутихой, Будайкой, Селивановкой, Якимовом, Свечкином, составляла приблизительно 600 га.

Современная граница города была определена Госсоветом Чувашской Республики. Общая протяженность ее составляет 83,3 км, из них по суходольной части — 67,0 км, по набережной Волги — 16,3 км. Площадь города, вместе с заволжской частью, составляет 23302 га.

Чебоксары сегодня – это уникальный город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные и единственные в своем роде музеи и памятники, где культуры – русская и чувашская – за века тесно переплелись и дополняют друг друга.

Обаразование

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер