Урок Информационные ресурсы общества
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
У. Черчиль
Содержание |
Название темы урока, предмет , ФИО автора
Тема Информационные революции. Информационное общество. Информационные ресурсы общества
Второй урок по теме "Информационная деятельность человека ". Государственный стандарт по информатике и ИКТ [1]
Предмет Информатика и ИКТ
Профиль информационно-технологический, физико-математический (возможно изучение данной темы и в других профилях, но за меньшее количество часов)
Автор Круподерова Климентина, студентка факультета вычислительной математики и кибернетики Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского
Цели урока
В программе профильного обучения отмечается, что изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих этические, правовые нормы работы с информацией;
- приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
В соответствие с образовательным стандартом полного (общего) образования по информатике учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
нормы информационной этики и права;
принципы обеспечения информационной безопасности.
УМЕТЬ:
выделять информационный аспект в деятельности человека;
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию.
Форма урока
Проблемно-исследовательский урок. На уроке предусмотрены:
- Работа в парах и группах
- Вопросы и задания на анализ, синтез, оценку
- Построение карт знаний
- Практическая работа с сетевыми сервисами
Оборудование для урока
SMART – доска, проектор, Интернет , в т.ч. социальные сервисы: bobrdobr.ru, блоги, вики. Программное обеспечение: текстовый редактор, Power Point, средства SMART Board, Notebook, сервисы для организации исследований учащихся (bubbl.us, freemind, scribd.com, slideshre.net, WikiWiki и др. )
Продолжительность урока
2 спаренных урока (90 минут)
Ход урока
Этап 1. Анализ ответов на вопросы в блоге проекта ( 5 минут)
Этап 2. Информационные революции и информационное общество
2.1. Совместное заполнение таблицы «Информационные революции» (на SMART-доске и в опорных конспектах) ( 10 минут)
Информационная революция | Период времени | Радикальные изменения в истории человечества | Основные изобретения (место, изобретатели) |
---|---|---|---|
Первая | . | . | . |
Вторая | . | . | . |
Третья | . | . | . |
Четвертая | . | . | . |
2.2. Определение понятия информационного общества. Создание презентации «Вклад ученых в развитие концепции информационного общества» (18 минут)
Четверная информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество». Определения в опорном конспекте и на экране.
Информационное (компьютеризированное) общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.
В.А.Извочиков
- телематика – обработка информации на расстоянии
Работа в группах. Ученикам предлагается выяснить, какой вклад в развитие концепции информационного общества внесли следующие ученые. Для этого предлагается использовать Интернет-ресурсы. Результаты работы представляются в виде презентации (3-4 слайда). Представление результатов перед классом.
Группа | Ученый |
---|---|
1 | В.М. Глушков |
2 | Е. Масуда |
3 | К.Ясперс |
4 | О.Тоффлер |
2.3. Выяснение особенностей формирования информационного общества в России. Индивидуальная работа с документом «Концепция формирования информационного общества в России» Заполнение таблицы особенностей. Выявление положительных и негативных особенностей (7 минут)
Положительная особенность | Негативная особенность |
---|---|
. | . |
Работа в парах. Сравнение результатов.
2.4. Ученикам предлагается привести примеры, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу (5 минут)
Примеры:
Подключение всех школ к Интернет в рамках нацпроекта «Образование»
Развитие дистанционного образования
Рост домашней компьютеризации
Этап 3. Понятие информационных ресурсов. Классификация информационных ресурсов
3.1. Ученикам предлагается ответить на вопрос «Какие вам известны ресурсы?» (3 минуты)
Ответ:
Определение информационных ресурсов из закона «Об информации, информатизации и защите информации»:
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Ученикам предлагается высказать свою точку зрения, в чем принципиальное различие между информационными и всякими другими ресурсами?
Ответ: Информационные ресурсы остаются «несжигаемыми», ими можно пользоваться многократно, они копируются без ограничений.
3.2 Классификация информационных ресурсов (3 минуты)
В качестве примера классификации предлагается рассмотреть классификацию национальных информационных ресурсов.
Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 10 кл. –М.: Бином, 2005, стр. 27, рис. 1.4
Этап 4. Информационные ресурсы Интернет
4.1. Работа с сервером [2]. Выбор статистических данных по количеству серверов Интернет. Работа в Excel. Построение графика «Рост количества серверов Интернета». (10 минут)
4.2. С помощью программы freemind построить карту знаний «Положительные и негативные последствия развития Интернет» (14 минут)
Работа в парах. Сравнение результатов.
Этап 5. Работа по группам по темам исследований (10 минут)
Консультации учителя.
Этап 6. Рефлексия.
Ученикам предлагается написать в блоге о том, как они приступили к работе над своими исследованиями, изложив план работы, что уже сделано, какая работа предстоит в ближайшую неделю. (5 минут)
Домашнее задание: построить карту знаний «Информационные ресурсы Интернет», продолжить работу в группе над исследовательскими темами.
Используемые ресурсы
- Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001.
- Воловик А. Знакомьтесь, информационные технологии. С.-Пб., БХВ- Петербург, 2002.
- Грешневиков А.Н. Информационная война. – М.: Русский мир, 1999.
- Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М.:ИНФОАРТ, 1992.
- Зубрилин А.А. Интернет: технологический и социальный аспекты. // Информатика и образование, 2001, №7.
- Колин К.К. Информационные ресурсы в системе опережающего образования. //Информационные ресурсы России,1997, №5.
- Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
- Правовые и этические аспекты Интернета. //С компьютером на ты. 2002, №1
- Расторгуев С.П. Информационная война. – М.: Радио и связь, 1998.
- Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 10 кл. –М.: Бином, 2005.
- Семакин И.Е., Хеннер Е.К. Информатика 11 кл.– М.: Бином, 2005.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. –М.: Бином, 2005.
- Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. – М.: Наука, 1996.
- Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы– М., 2003
Ресурсы Летописи
- Комплект методического обеспечения к теме Информационная деятельность человека
- Учебный проект "На пути к информационному обществу"
- Урок На пути к информационному обществу
Ресурсы Интернет
- Информационное общество
- Информационный взрыв
- Декларация принципов, принятая на саммите по вопросам информационного сообщества
- Сайт ООН, посвящённый Дню информационного сообщества
- Информационный портал ФЦП "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ"
- Концепция формирования информационного общества в России
Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися
После данного урока ученики смогут:
- Объяснять причины информационных революций, характерные черты информационного общества
- Приводить примеры, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу
- Выполнять классификацию информационных ресурсов
- Использовать Excel для отображения статистики роста Интернет
- Использовать блог группы для обсуждения хода работы
- Вести совместную подборку закладок по теме исследования на bobrdobr.ru
- Выполнить рефлексию в блоге учителя