Социо-историзм
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Социо-историзм
Социально-конструктивистская (культурно-историческая) теория Л. Выготского сохраняет связь с теорией Ж. Пиаже (познание окружающего мира), но уделяет внимание социальной компоненте обучения (развития), активным групповым коммуникативным методам, т.е. представляет альтернативу его теориям и согласуется с личностно-ориентированным и когнитивным подходами (ситуативно-обусловленное обучение).
Целью обучения является помощь ученикам в конструировании их собственного понимания темы в значимом контексте, с учетом зон ближайшего развития, создание благоприятных условий, в которых основная стратегия обучения - сотрудничество и взаимопомощь, самостоятельность и самодеятельность, увлекательность и познавательность.
В качестве медиаторов развития Выготский рассматривал: взрослый-посредник, знак, слово. Когда субъект овладевает медиаторами, его реальная форма становится культурной. Включение в натуральные формы поведения предмета, орудия, знака и т.п. трансформирует эти формы в идеальные, культурные.
В отличие от инструментализма социо-историзм подчеркивает, что не все медиаторы искусственны. Главным из них является Другой – непосредственный носитель бытийных смыслов и остальных медиаторов. Поэтому не "сила вещей", а "связь людей" определяет развитие высших психических функций и сознания.