Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Село Покровское (Свердловская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

История

Первое упоминание о с. Салка относится к 1806 году: «22 ноября 1806г. Н.Н. Демидов рекомендует заводской конторе во вновь заводимых деревнях Бобровке, Салке, Шайтанке в нарочно сделанных киотах поставить образа. 1815г. «Возникло село Никольское (Салка) Покровской волости на реке Салка, приток реки Исы, впадающей в реку Салду. Первые поселенцы— выходцы из Тульской и Черниговской губерний. 1827г.: «На реке Салка в 20 верстах от Н. Тагила найдены золотые самородки. Прииск давал ежегодно золота по I пуду». 1844г. «Управляющий конторой Демидовых изещал: — На Урале Нижнетагильский чугунолитейный и медеплавильный заводы с 8145 душами мужского и 8876 женского пола. Деревни: Никольское (Салка), Павловское (Шайтанка), Анатольское, Горбуново, Фатеево, Аврорина, Воскресенское и Хутор.» 1872г.: «Открыты земские училища в деревнях: Горбуново, Николо-Павловском, Никольском (Салка), в Салде».

СЛОВАРЬ КРИВОЩЕКОВА (1904 год) (Верхотурского уезда) Стр. 615 «Никольское село, или Салка, Покровской волости, на реке Салка, притоке р.Исы, впадающей в реку Салду. От уездного города в 171 версте; в одной версте от станции железной дороги на Салдинский завод. Селение расположено на абсолютной высоте 280,5м или 131,7 сажени, по определению Берже и Аллори. Селение возникло в 1815—1825г.г., когда сюда Николаем Никитичем Демидовым были переселены крепостные его из Тульской и Черниговской губерний для работ на заводах Н.Тагильског округа. Выселенцы были поселены первыми в лесу на пустом месте, где, кроме казарм, ничего не было, никаких угодий. В селении еще и в настоящее время наблюдается этнографическая разница. У Туляков-великороссов и Черниговцев-малороссов, — у последних занесенная с далекого юга коляда, сохранившаяся и по сие время, носит название «щедрования». Щедрование совершается девушками накануне Нового года, причем поются песни в честь тех домохозяев, куда приходят колядующие, содержание песен нам не представляется возможным записать, но они уже сильно русифицировались и малороссийского в них осталось немного. Поселок с самого начала стал называться Николъским, а по протекающей речке у селения – Салкой. В 1849 году жители деревни Никольская стали просить разрешения на постройку в их деревне церкви. Павел Николаевич Демидов за свой счет построил деревянный храм во имя святителя Николая. Церковь освящена в 1855 году. В 1892г. в селе открыта земская школа. До 1899 года с соседней деревней Хутором числилась в составе Нижнетагильской волости, с этого года выделилась в самостоятельную Покровскую волость, которая и состоит из двух поименованных селений. В селе волостное правление и пивная лавка. Средства к существованию население извлекает главным образом от призаводских и приисковых работ, земледелие имеет здесь второстепенное значение, при этом культивируются рожь, ячмень и овес. Овощи на огородах родятся удовлетворительно, кроме капусты, урожай которой не удается. Не является ли причиной неурожаев абсолютная высота селения, к такому выводу приходится обратиться потому, что в соседней Никло-Павловской волости, в селе Воскресенское, или Шиловка, наблюдается то же самое явление, где урожаи капусты плохи, хотя все остальные овощи родятся удовлетворительно и где расположение села под уровень моря еще выше, чем в Салке, а именно 299,5м или 140 сажень. В селе 3 кузницы, одно экипажное заведение, изготавливающее тележные ходки, а между женщинами развито приготовление половой клеенки. Клеенка готовится из мешочного холста и раскрашивается краской, иногда с очень прихотливыми узорами, клеенки сбываются в Нижнем Тагиле кусками, имеющими от 8 до 10 аршин длины по 60 коп. за штуку. Дворов в селении 89, в них живет обоего пола жителей 2769 человек, по сведению 1908г. земской управы. В 1872 году по решению сельского схода жители села Никольского обратились к Демидову с прошением о строительстве новой церкви. Старый приход с увеличением верующих стал тесен. (Примечание: на сход жители села в то время собирались очень дружно, все население жило благополучием и интересами своего села, на сходе шли очень бурные дебаты.) Демидов прошение сельчан принял, но в средствах отказал. Рубить лес на нужды постройки разрешил. На одном из сходов казначеем избрали Горелова Степана. Это был требовательный и честный человек, народ ему доверял. Он занимался организацией постройки. Давал указания хозяйствам, кто что должен сделать и в какой срок. Занимался он же сбором средств, т.к. храм начали строить на пожертвования сельчан. Для изготовления кирпича была вскоре найдена глина на восточной окраине села. Там построили сараи для сушки кирпича. Начали делать кирпич. Глину месили сначала женщины босыми ногами, затем сделали конные глиномешалки. Кожухи для кирпича и штамповку делали вручную. Сделали печь для обжига кирпича. Кирпич получился очень хороший. Старожилы говорили: «Кирпич был настолько прочен, что телега, груженная кирпичом, переезжал через не отожженный (сырой) кирпич, его не переламывала. Гранитные блоки пилили в каменном болоте у речки Чернушки, возили зимой на специально сделанных санях. Особо отличался на постройке церкви своей силой Ларионов Александр Антонович (прозвище Коробка). На него нагружали по 50 кирпичей (кирпич весил 12,5 фунтов или 5 кг) и он по сходням носил на верх. В 1908 году было закончено строительство церкви. Церковь построили красивой не только снаружи, но и внутри — богатейший сияющий золотом иконостас, главное огромное хрустальное паникадило в позолоченной оправе и три малых паникадила. Церковь осветили во имя Покрова Пресвятой Богородице. Село стало называться Покровским (по названию прихода). Звон колоколов, перед началом службы, в воскресенье или праздничные дни был слышан (в тихую погоду) за 4 километра. Вся эта торжественность в селе, с добротными красивыми домами, прямыми зелеными улицами и опрятно одетыми людьми, идущими к храму, делали село еще более оживленным и парадным. Приход приносил большой доход. Церковь аккуратно выплачивала налоги в казну. Особенно большие налоги накладывали при советской власти. Народ помогал церкви в этом. В 1931 году запретили колокольный звон. С колокольни церкви был сброшен главный колокол. Разрешалось звонить только в случае пожара и отбивать часы. В июне 1942 года решением городского комитета ВКП(б) церковь закрыли. Иконы и другую святость сожгли, все хорошее погрузили в машины и увезли в город не известно куда. Осенью спилили кресты и позже сняли оставшиеся колокола. Церковь передали колхозу «Заветы Ильича» под зерносклад. Образ Пресвятой Божьей Матери написанный на стене алтаря не смогли ни забелить, ни закрасить, ее светлый лик призывает людей к православной вере. Не посчитался Нижнетагильский горком ВКП(б) с народным бытом в эти тяжкие годы войны, совершив грех святотатств. Храм тогда посещали не только сельчане, но и жители ближних деревень: Хутор, Северная, Никитина и из городов Нижнего Тагила, Верхней и Нижней Салды. Это была ёдинственная работающая церковь. В дни службы она была переполнена народом, изливающем свою искреннюю любовь и веру перед образами Господними и Святых. О том, что закрыли церковь, люди плакали тайно. Громко возмущаться было нельзя, боялись ареста.

Персональные инструменты
Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru