Приглашаем в проект «300 ИнтелШкол-2010»

Примерная программа кружка Юный натуралист учителя биологии Оскирко Светланы Андреевны

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Пояснительная записка

Программа составлена на два года с учетом курса природоведения и биологии «Бактерии. Грибы. Растения»

Курс рассчитан на 68 занятия в год (по 2 сдвоенных часа).


Цель: Создать условия для формирования и развития у обучающихся:

  • Естественного интереса к природе;
  • Лучшему усвоению программного материала;
  • Творческих способностей;
  • Умения работать в группе.


Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Выращивание и уход за растениями;
  • Содержание животных;
  • Наблюдение и постановка опытов;
  • Охрана зеленых насаждений, птиц;
  • Участие в работе «зеленый патруль»;
  • Помощь животным, попавшим в беду;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.


Формы итогового отчета.

  • Сообщения о результатах своих наблюдений;
  • Выставка рисунков;
  • Викторины;
  • Конкурсы;
  • Вечера;
  • Оформление наглядных пособий;
  • Проведение массовых мероприятий.


Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Критерии эффективности курса.


Теоретическая часть.

  • Знание основных понятий материала курса;
  • Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
  • Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.


Практическая часть.

  • Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;
  • Умение изготовить наглядные пособия;
  • Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.

Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго года сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов второго года занятий.


1год

1. Вводное занятие.

2. Осень в природе.

3. Осенние работы на участке.

4. Осенние работы в уголке живой природы.

5. Природа зимой.

6. Охрана и привлечение зимующих птиц.

7. Работа в уголке живой природы зимой.

8. Весна в природе.

9. Охрана и привлечение птиц.

10. Весенние работы в уголке живой природы.

11. Лето в природе.

12. Уход за овощными и цветочными растениями.

13. Сорные растения.

14. Полезные и вредные животные огорода.

15. Уголок живой природы летом.

16. С/х растения и домашние животные.

17. Итоговое занятия.


2 год

1. Осень в природе.

2. Полезные ископаемые.

3. Почва и ее роль в жизни растений.

4. Осенняя работа на участке.

5. Плодово-ягодные растения.

6. Птицы осенью.

7. Осеняя, работа в уголке живой природы.

8. Домашние животные.

9. Зима в природе.

10. Охрана и привлечение зимующих птиц.

11. Работа в уголке живой природы зимой.

12. Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву.

13. Весна в природе.

14. Птицы весной.

15. Питание растений из почвы.

16. Весенняя работа в уголке живой природы.

17. Лето в природе.

18. Уход за овощами, полевыми, цветочными и полодово-ягодными растениями.

19. Работа в уголке живой природы летом.

20. Охрана природы.

21. Подведение итогов.

Примерный тематический план первого года занятий

N п.п Тема теория практика экскурсия
1 Вводное занятие 2 0 0
2 Осень в природе 2 3 1
3 Осенние работы в цветнике 1 2 0
4 Осенние работы в уголке живой природы 2 2 0
5 Природа зимой 2 3 1
6 Охрана и привлечение зимующих птиц 2 2 0
7 Работа в уголке живой природы зимой 2 2 0
8 Весна в природе 2 3 1
9 Охрана и привлечение птиц 2 2 0
10 Работа в уголке живой природы зимой 2 2 0
11 Лето в природе 2 3 1
12 Уход за овощами и цветочными растениями 2 2 0
13 Сорные растения 1 1 0
14 Полезные и вредные животные огорода 1 1 0
15 Уголок живой природы летом 2 3 1
16 Сельскохозяйственные растения и домашние животные 0 2 2
17 Итоговое занятие 1 0 0

Практические работы

1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.

2.Наблюдения за поспеванием овощных культур. Образованием плодов, их созреванием.

3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.

4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.

5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы.

6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.

7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек ( пакетов из-под молока).

8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.

9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.

10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.

11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.

12. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор).

Экскурсии

1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной.

2.На поля в колхоз или совхоз (по возможности).

3.По возможности на животноводческие фермы.

Примерный тематический план второго года занятий

N п.п Тема теория практика экскурсия
1 Осень в природе 2 2 0
2 Полезные ископаемые 1 1 1
3 Почва и ее роль в жизни растений 1 1 1
4 Осенняя работа на участке 1 2 1
5 Плодово-ягодные растения 1 1 0
6 Птицы осенью 2 2 0
7 Работа в уголке живой природы осенью 2 2 0
8 Домашние животные 1 2 1
9 Зима в природе 1 2 1
10 Охрана и привлечение зимующих птиц 1 2 1
11 Работа в уголке живой природы зимой 2 2 0
12 Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву. 1 1 0
13 Весна в природе 1 2 1
14 Птицы весной 1 2 0
15 Питание растений из почвы 1 1 0
16 Весенняя работа в уголке живой природы 2 2 0
17 Лето в природе 1 2 1
18 Уход за овощами,полевыми, цветочными, плодово-ягодными растениями. 1 1 0
19 Работа в уголке живой природы летом 1 1 0
20 Охрана природы 1 0 1
21 Подведение итогов работы 1 0 0



Практические работы

1.Определение погоды по метеорологическим приборам, предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных.

2.Наблюдение за деятельностью воды и других природных факторов в местных условиях ( разлив, образование оврагов).

3.Сбор образцов местных пород. Определение состава почв.

4.Сбор семян многолетних растений. Их сушка, очистка, хранение.

5. Изготовление определителя плодово-ягодных растений по листьям, гербарию, муляжам плодов.

6. Изготовление коллекций насекомых-вредителей.

7. Оформление альбомов с фотографиями и рисунками птиц, посещающих кормушки, зимующих птиц своего города.

8. Составление этикеток для комнатных растений.

9. Оформление альбомов с иллюстрациями домашних животных, коллекций кормов.

10. Наблюдение за подснежным развитием травянистых растений, распознавание следов животных на снегу, зарисовка их.

11. Определение птиц по внешнему виду.

12. Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям.

13. Наблюдение над растворимостью минеральных удобрений в воде.

14. Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие и урожайность овощных и цветочных культур.

Экскурсии

1. В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, весной, летом.

2. На поля в совхоз.

3. По возможности на животноводческую ферму.

Поддержкой курса является литература по данной теме

Балдыш Г.М.Посев и всходы. – М.: Знание, 1983.

Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 1986.

Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 1974.

Жизнь животных:Т.1-4. – М.: Просвещение, 1983-1987.

Жизнь растений:Т.1-4.-М,: Просвещение, 1974-1983.

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е.Аспиз.-М.: Педагогика,1986.

Электронные ресурсы к программе

[1] Природа в фотографиях

[2] Журнал "Лужок"

[3]Газета "Биология"

[4] Ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова;

Фотоальбом с занятий

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер