Опыт применения социальных сервисов в работе с учащимися и педагогами в Мурманской области
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
Тимохина Е.Г., учитель информатики, СОШ№44, г.Мурманск
Как только школы подключили к сети Интернет, перед учителями встал вопрос: «Как использовать возможности Интернет, особенно в среднем и младшем звене?».
Помог решить эту проблему проект Летописи.ру.
Решили начать с создания "визиток" школ. Первая статья о Шогуйской школе Мурманской области появилась в Летописи в мае 2006 года, затем - "визитка" школы №44 г.Мурманска. Для удобства пользователей был создан список школ с шаблонами.
Работу с учащимися начинаем, конечно, с "визиток" учеников. Дети работают с большим удовольствием, потому что сразу видят результат. А когда появляются фотографии, все приходят в полный восторг.
Затем переходим к оформлению "визитки" школы и "Виртуальной экскурсии по школе. С текстами проблем нет: истории школ ведутся годами. Труднее с фотографиями, так как в электронном виде практически ничего не было и приходится сканировать старые фотографии.
Помещая материал в раздел новостей, учащиеся узнали прелесть цифровой фотографии и возможность моментальной публикации в Интернете.
Конечно, прежде чем публиковать материалы, ребята не только изучали правила Летописи, но и знакомились с готовыми статьями. Особенно интересно было видеть, как чужая статья рождается на твоих глазах. Отсюда появилась идея серии мини-тренингов: "Три геодруга", "Онлайн-треккинг", "Геокроссинг: параллели и меридианы"; в ходе тренинга "Кому и зачем нужны категории?" дети создавали статьи о реках и озёрах Мурманской области, учились объединять статьи из «кирпичиков».
В ходе создания "визитки" школы у учеников 4 "А" класса школы №44, которые готовились к городскому конкурсу «Самый классный класс», появилась идея: «А нельзя ли создать страничку нашего класса в Летописи?». Так стали появляться страницы отдельных классов.
Учителя тоже не хотели отставать от своих учеников. И на страницах школ стали появляться «Учительские страницы».
Родительские странички создали школа №44, прогимназия №40 г. Мурманска. При оформлении учительской страницы возникла идея разместить видеоматериал тренинга по психологии «Толерантность. Мотивация».
Так начали осваивать другие социальные сервисы. Как только находили сообщения о новых социальных сервисах, старались сразу же их попробовать. Видеоматериал разместили на социальном сервисе Видео@Mail.ru, фотографии - на Фликре и Панорамио, на Скрибде - "Визитку города Мурманска", в Викимапии "нашли" свою школу, на сервисе Slideshare разместили презентацию со стихами собственного сочинения "Меня мама не пускает в Интернет".
Затруднения при работе с социальными сервисами возникли неожиданно. У большинства детей нет электронных ящиков. А везде требуется регистрация с указанием почтового ящика. Выход был найден. Стали регистрироваться под коллективным именем своей школы. Это приносит и маленькие радости. Например, в сервисе БобрДобр группа школы лидирует в рейтинге самых востребованных, т.к. в ней работает много учащихся.
Есть первый опыт приобщения родителей к работе в Интернет. На родительском собрании познакомили с сервисом БобрДобр. Им понравилась идея создания закрытой группы для школы (каждый родитель хочет обеспечить безопасность для своего ребёнка в Интернете), и они даже попросили создать группу ссылок «В помощь родителям»
На сегодняшний день ученики попробовали и периодически размещают материалы на сервисах Викимапия, Панорамио, Google Maps, Slideshare, БобрДобр, Скрибд.
Готовится интегрированный урок информатики с английским языком с использованием сервиса Скрибд. Планируется разместить сочинения детей на английском языке в Скрибде, а затем сохранить и можно прослушать их в формате MP3.
Подключаются к работе по созданию визитных карточек своих образовательных учреждений и учреждения начального профессионального образования. Примером может служить Профессиональный лицей №5 (г. Мончегорск).
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ
Короповская В.П., доцент каф. ЕМиПО Мурманский ИПКРОиК
Мы живем в цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель!
Поэтому преподаватель должен прежде всего сам освоить работу с сетевыми сервисами.
Первыми слушателями в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры, которые опробовали возможности Летописи были участники творческой группы учителей начальной школы, работающие по программе «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе».
Первые занятия в Летописи.ру показали, что недостаточно просто рассказать о ее возможностях, и научить размещать текст и изображения на ее страницах (с этим справляют все сразу), но нужно учить правилам работы, общению.
Помогают в этом мини-тренинги. Для проведения таких занятий заранее готовятся тексты и иллюстрации для размещения на страницах Летописи. Такие материалы могут быть подготовлены как преподавателем, так и самими слушателями.
Прежде, чем разместить материалы, обсуждаются названия будущих статей, определяются категории, к которым их можно отнести. Ориентиром при выборе названия выступают статьи, уже опубликованные другими участниками. И здесь, на мой взгляд, не хватает четких правил именование статей.
Во время работы в группах после создания и заполнения визитных карточек, проводится обучение общению между участниками. Преподаватель посылает сообщения слушателям, а они должны послать ответное сообщение преподавателю, а затем коллегам по работе.
При такой групповой работе непосредственно в сети Интернет, возникают порой и сложности. Не всегда у слушателей хватает опыта правильно выйти из ситуации, когда во время редактирования страницы им приходят сообщения, или кто-то параллельно правит их страницу. Чаще всего, страницу приходится оформлять с самого начала. Поэтому, думаю, что надо продумать систему сигналов, чтобы участники Летописи видели, что работает группа под руководством преподавателя и не мешать ее работе.
Кроме работы в Летописи слушатели осваивают и другие социальные сервисы. На занятиях по поиску информации в Интернете слушатели знакомятся с сервисом социальных закладок БобрДобр.
С группой учителей информатики была опробована работа по размещению материалов учебного проекта, разрабатываемого в курсе Intel "Обучение для будущего" с использованием социальных сервисов Интернет.
Рабочий модуль | Деятельность | Материалы проекта | Используемый для публикации сервис | |
---|---|---|---|---|
Модуль 1. | Разработка учебного проекта | «Визитная карточка» проекта | Letopisi.ru, шаблон Визитной карточки | |
Модуль 2. | Электронные ресурсы для учебного проекта | Список аннотированных ссылок на веб-сайты | BobrDobr.ru (или другой аналогичный сервис) | |
Модуль 3, 7 | Создание презентации | Пример презентации от имени учащегося, презентация проекта | SlideShare.net (или другой сервис для размещения презентаций) | |
Модуль 3, 4 | Разработка критериев оценивания работ, представленных учащимися (презентации, публикации, веб-сайты, материалы в ВикиВики) | Критерии оценивания мультимедийных презентаций | Scribd.com, Slideshare, letopisi.ru (или аналогичные сервисы для размещения текстовой информации) | |
Модуль 4 | Создание публикации учащегося | Публикация в формате Publisher, JPG, PNG | Сервис хранения файлов, Фликр | |
Модуль 5, 6 | Создание дидактических материалов | Дидактические материалы | Сервис хранения файлов | |
Модуль 8 | Создание веб-сайта проекта | Ссылки на материалы, размещенные на социальных сервисах. | Letopisi.ru («Визитная карточка» проекта) | |
Модуль 9 | Разработка плана проведения проекта в школе | План работы по проекту в школе | Letopisi.ru (если в школе имеется ИИП «КМ-Школа», это можно сделать в разделе "Проектная деятельность") | |
Модули 1-10 | Дискуссии | Обсуждение, дискуссия между участниками проекта | Блог, Живой Журнал, Skype |