Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»
Летопись
Как говорится в энциклопедиях, Летопись - это погодовой отчет о событиях. В проекте Время вернуться домой описываются события, которые происходят в российских городах, поселках городского типа, деревнях и селах, начиная с 2006 - году. Например, 2 февраля в Москве был дан старт этому проекту.
В летописях.ру будут отражены события и более отдаленного периода, например, 1566 года, в котором было на Синичьей Горе явление пастуху Тимофею чудотворной иконы Одигитрии Божьей Матери. Об этом событии можно узнать на исторической страничке пгт. Пушкинские горы, представленной школьниками Пушкиногорской гимназии.
При желании, исторические странички энциклопедии можно связывать с "виртуальными экскурсиями" по местам, в которых живут участники проекта.
Содержание |
Летопись/Статистика
На сегодня - 24-04-2013:
- число зарегистрированных участников = 65 653
- Общее число страниц - 220 967
- Общее число редактирований - 1 120 170
- число полноценных статей в Летописи = 47 318 (число страниц в основном пространстве имён, которые содержат хотя бы одну ссылку, но не являются редиректами, болванками или страницами разрешения неоднозначностей).
- число графических и аудиофайлов = 85 783
- Присматривают и помогают участникам в работе 23 администраторов.
- Связи авторов и статей - Категория:Clique
Таблица 1
Показатель | 31/10/2006 | 15/05/2007 | 27/11/2008 | 27/03/2009 | 27/08/2009 | 27/09/09 | 31/11/09 | 20/12/09 | 25/01/10 | 14/06/10 | 20/12/10 | 24 апреля 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участники | 1358 | 5024 | 23033 | 27124 | 31682 | 32 449 | 35 100 | 36 069 | 36 876 | 40204 | 43150 | 65 653 |
Страницы | 9236 | 50627 | 105697 | 12100 | 133193 | 136 139 | 143 800 | 146 433 | 149 126 | 163204 | 172551 | 220 967 |
Статьи | 3236 | 20022 | 32455 | 34250 | 36435 | 37 186 | 38 400 | 38 673 | 39 090 | 40507 | 41553 | 47 318 |
Редактирования | 35251 | 200550 | 436660 | 52000 | 588579 | 619 257 | 652 982 | 665 964 | 680 521 | 749 531 | 809681 | 1 120 170 |
Файлы | 2488 | 5030 | 42318 | 48350 | 55522 | 56 536 | 59 700 | 60797 | 62 099 | 68 480 | 71 023 | 85 783 |
Администраторы | 11 | 20 | 78 | 13 | 13 | 13 | 16 | 16 | 16 | 19 | 23 |
И число статей и число участников - есть статистические данные, которые не должны вводить в заблуждение. Реально среди этого числа подавляющее число - одноразовые статьи и одноразовые пользователи. Пришел в проект, положил свой кусочек информации, поставил себе галочку, и можно про это больше не думать. Участников, которые правят статьи и статей, которые постоянно редактируются, используются и видоизменяются совcем не много. Утешает то, что таких привлекательных объектов и субъектов мало в любой сетевой организации.
Таблица 2. Полуавтомат статистики
Для создания используется Шаблон Шаблон:Статистика:Сегодня
Переезжаем на страничку Летопись/Еженельная статистика - автомат, заполняемую автоматически вики-ботом.
Дата | Участники | Страницы | Статьи | Редактирования | Файлы | Администраторы |
---|---|---|---|---|---|---|
30 август 2009 11:28 | 31 711 | 133 241 | 36 449 | 589 037 | 55 535 | 13 |
31 август 2009 05:39 | 31 718 | 133 248 | 36 450 | 589 096 | 55 536 | 13 |
1 сентябрь 2009 07:14 | 31 738 | 133 291 | 36 468 | 589 615 | 55 553 | 13 |
2 сентябрь 2009 03:38 | 31 741 | 133 337 | 36 477 | 589 861 | 55 583 | 13 |
3 сентябрь 2009 04:04 | 31 762 | 133 361 | 36 480 | 590 017 | 55 595 | 13 |
4 сентябрь 2009 03:35 | 31 782 | 133 397 | 36 487 | 590 356 | 55 611 | 13 |
5 сентябрь 2009 05:33 | 31 801 | 133 438 | 36 491 | 590 603 | 55 629 | 13 |
6 сентябрь 2009 04:56 | 31 815 | 133 457 | 36 497 | 590 888 | 55 632 | 13 |
7 сентябрь 2009 03:48 | 31 825 | 133 499 | 36 500 | 591 129 | 55 641 | 13 |
8 сентябрь 2009 03:01 | 31 856 | 133 563 | 36 533 | 591 465 | 55 652 | 13 |
9 сентябрь 2009 08:52 | 31 895 | 133 632 | 36 545 | 591 848 | 55 668 | 13 |
10 сентябрь 2009 02:29 | 31 921 | 133 667 | 36 551 | 592 176 | 55 681 | 13 |
11 сентябрь 2009 14:48 | 32 002 | 133 877 | 36 577 | 593 433 | 55 734 | 13 |
12 сентябрь 2009 04:00 | 32 008 | 133 950 | 36 585 | 593 755 | 55 756 | 13 |
13 сентябрь 2009 06:12 | 32 032 | 133 995 | 36 606 | 594 160 | 55 784 | 13 |
14 сентябрь 2009 04:31 | 32 038 | 134 032 | 36 612 | 594 471 | 55 807 | 13 |
15 сентябрь 2009 03:30 | 32 076 | 134 159 | 36 619 | 595 172 | 55 873 | 13 |
16 сентябрь 2009 04:48 | 32 105 | 134 197 | 36 622 | 595 502 | 55 889 | 13 |
17 сентябрь 2009 05:02 | 32 149 | 134 326 | 36 630 | 596 098 | 55 919 | 13 |
18 сентябрь 2009 17:53 | 32 186 | 134 413 | 36 642 | 596 735 | 55 955 | 13 |
19 сентябрь 2009 11:22 | 32 207 | 134 527 | 36 675 | 597 251 | 55 995 | 13 |
21 сентябрь 2009 13:40 | 32 255 | 134 965 | 36 829 | 598 957 | 56 165 | 13 |
23 сентябрь 2009 19:27 | 32 333 | 135 481 | 36 971 | 600 905 | 56 299 | 13 |
24 сентябрь 2009 18:53 | 32 385 | 135 729 | 37 079 | 601 817 | 56 359 | 13 |
25 сентябрь 2009 17:23 | 32 415 | 135 954 | 37 157 | 602 709 | 56 440 | 13 |
27 сентябрь 2009 15:38 | 32 449 | 136 137 | 37 186 | 603 937 | 56 533 | 13 |
4 октябрь 2009 13:45 | 32 680 | 136 762 | 37 278 | 607 986 | 56 768 | 13 |
11 октябрь 2009 17:24 | 32 932 | 137 549 | 37 443 | 612 563 | 57 086 | 16 |
18 октябрь 2009 19:03 | 33 317 | 138 423 | 37 601 | 617 091 | 57 422 | 16 |
22 октябрь 2009 05:55 | 33 458 | 138 894 | 37 685 | 619 257 | 57 576 | 16 |
1 ноябрь 2009 21:36 | 34 004 | 140 576 | 37 867 | 628 647 | 58 294 | 16 |
8 ноябрь 2009 11:23 | 34 225 | 141 215 | 37 987 | 632 789 | 58 538 | 16 |
15 ноябрь 2009 11:40 | 34 471 | 141 923 | 38 091 | 638 098 | 58 848 | 16 |
22 ноябрь 2009 14:28 | 34 814 | 142 783 | 38 214 | 643 517 | 59 136 | 16 |
6 декабрь 2009 20:11 | 35 423 | 144 672 | 38 484 | 655 720 | 60 023 | 16 |
16 декабрь 2009 07:59 | 35 869 | 145 814 | 38 612 | 662 583 | 60 486 | 16 |
20 декабрь 2009 11:22 | 36 069 | 146 433 | 38 673 | 665 964 | 60 797 | 16 |
25 январь 2010 05:29 | 36 876 | 149 126 | 39 090 | 680 523 | 62 099 | 16 |
14 февраль 2010 12:59 | 37 560 | 151 650 | 39 356 | 693 736 | 63 473 | 16 |
1 март 2010 07:20 | 37 878 | 153 080 | 39 518 | 701 297 | 64 161 | 17 |
7 март 2010 16:05 | 38 028 | 153 607 | 39 568 | 703 731 | 64 312 | 18 |
14 март 2010 12:35 | 38 142 | 154 162 | 39 646 | 706 473 | 64 473 | 18 |
21 март 2010 06:06 | 38 363 | 154 826 | 39 713 | 709 562 | 64 735 | 19 |
29 март 2010 16:50 | 38 556 | 155 690 | 39 789 | 714 024 | 65 120 | 19 |
4 апрель 2010 16:16 | 38 714 | 156 165 | 39 842 | 716 160 | 65 277 | 19 |
12 апрель 2010 04:17 | 38 931 | 156 982 | 39 908 | 719 364 | 65 628 | 19 |
18 апрель 2010 12:00 | 39 157 | 157 717 | 39 990 | 722 708 | 65 848 | 19 |
25 апрель 2010 10:48 | 39 419 | 158 768 | 40 080 | 726 895 | 66 187 | 19 |
2 май 2010 12:19 | 39 585 | 159 864 | 40 202 | 732 228 | 66 790 | 19 |
9 май 2010 20:08 | 39 747 | 160 667 | 40 269 | 736 131 | 67 198 | 19 |
16 май 2010 10:24 | 39 859 | 161 467 | 40 359 | 740 308 | 67 602 | 19 |
23 май 2010 11:33 | 39 994 | 162 095 | 40 386 | 743 646 | 67 965 | 19 |
30 май 2010 12:22 | 40 045 | 162 385 | 40 418 | 745 645 | 68 103 | 19 |
6 июнь 2010 07:39 | 40 125 | 162 803 | 40 466 | 747 455 | 68 302 | 19 |
13 июнь 2010 12:22 | 40 204 | 163 195 | 40 506 | 749 466 | 68 474 | 19 |
20 июнь 2010 12:55 | 40 268 | 163 300 | 40 508 | 750 974 | 68 437 | 19 |
27 июнь 2010 13:09 | 40 327 | 163 449 | 40 522 | 752 274 | 68 436 | 19 |
4 июль 2010 05:22 | 40 383 | 163 696 | 40 561 | 753 620 | 68 487 | 19 |
11 июль 2010 15:58 | 40 420 | 163 794 | 40 567 | 754 549 | 68 486 | 19 |
18 июль 2010 06:33 | 40 441 | 163 835 | 40 577 | 755 285 | 68 479 | 19 |
25 июль 2010 05:18 | 40 461 | 163 868 | 40 582 | 756 163 | 68 477 | 19 |
2 август 2010 03:50 | 40 491 | 163 973 | 40 600 | 757 050 | 68 506 | 19 |
8 август 2010 11:06 | 40 526 | 164 111 | 40 631 | 758 389 | 68 549 | 19 |
15 август 2010 11:21 | 40 553 | 164 378 | 40 676 | 759 574 | 68 693 | 19 |
22 август 2010 17:19 | 40 586 | 164 535 | 40 710 | 760 843 | 68 747 | 19 |
30 август 2010 08:32 | 40 643 | 164 700 | 40 713 | 761 839 | 68 801 | 19 |
5 сентябрь 2010 10:39 | 40 673 | 164 793 | 40 725 | 762 620 | 68 823 | 19 |
13 сентябрь 2010 05:24 | 40 788 | 165 085 | 40 754 | 764 063 | 68 901 | 19 |
26 сентябрь 2010 08:09 | 41 078 | 165 972 | 40 856 | 768 697 | 69 176 | 19 |
3 октябрь 2010 08:46 | 41 260 | 166 394 | 40 889 | 771 518 | 69 254 | 19 |
10 октябрь 2010 11:00 | 41 436 | 166 987 | 40 915 | 774 291 | 69 399 | 19 |
17 октябрь 2010 07:28 | 41 590 | 167 504 | 40 960 | 777 450 | 69 545 | 19 |
24 октябрь 2010 06:17 | 41 835 | 168 248 | 41 015 | 782 015 | 69 764 | 19 |
1 ноябрь 2010 06:20 | 42 049 | 168 996 | 41 094 | 786 549 | 69 977 | 19 |
7 ноябрь 2010 12:01 | 42 184 | 169 475 | 41 151 | 790 314 | 70 048 | 19 |
14 ноябрь 2010 11:07 | 42 371 | 170 082 | 41 209 | 793 802 | 70 175 | 19 |
21 ноябрь 2010 07:10 | 42 510 | 170 563 | 41 276 | 796 874 | 70 391 | 19 |
28 ноябрь 2010 11:35 | 42 726 | 171 185 | 41 358 | 801 204 | 70 623 | 19 |
5 декабрь 2010 13:10 | 42 905 | 171 679 | 41 428 | 804 305 | 70 756 | 19 |
12 декабрь 2010 13:48 | 43 039 | 172 101 | 41 472 | 807 038 | 70 906 | 20 |
19 декабрь 2010 10:04 | 43 134 | 172 505 | 41 539 | 809 341 | 71 008 | 21 |
26 декабрь 2010 17:27 | 43 260 | 172 892 | 41 604 | 813 561 | 71 108 | 21 |
2 январь 2011 12:59 | 43 291 | 173 030 | 41 621 | 814 746 | 71 142 | 21 |
9 январь 2011 20:02 | 43 331 | 173 240 | 41 638 | 817 286 | 71 265 | 21 |
16 январь 2011 15:01 | 43 458 | 173 660 | 41 693 | 820 056 | 71 350 | 21 |
23 январь 2011 09:37 | 43 651 | 174 510 | 41 888 | 827 438 | 71 674 | 21 |
31 январь 2011 11:12 | 43 800 | 175 543 | 42 108 | 838 516 | 72 047 | 21 |
6 февраль 2011 18:10 | 43 970 | 176 094 | 42 179 | 841 309 | 72 124 | 21 |
13 февраль 2011 12:39 | 44 302 | 176 977 | 42 234 | 846 033 | 72 177 | 21 |
20 февраль 2011 10:45 | 44 435 | 177 484 | 42 280 | 848 380 | 72 374 | 21 |
27 февраль 2011 08:30 | 44 541 | 177 788 | 42 316 | 849 947 | 72 424 | 21 |
7 март 2011 10:45 | 44 685 | 178 103 | 42 344 | 851 720 | 72 463 | 21 |
14 март 2011 08:19 | 44 807 | 178 353 | 42 381 | 853 135 | 72 518 | 21 |
20 март 2011 05:29 | 44 944 | 178 658 | 42 403 | 855 212 | 72 587 | 21 |
27 март 2011 12:45 | 45 091 | 179 025 | 42 437 | 856 921 | 72 660 | 21 |
3 апрель 2011 08:04 | 45 223 | 179 457 | 42 479 | 859 028 | 72 811 | 21 |
10 апрель 2011 10:04 | 45 337 | 179 798 | 42 540 | 860 969 | 72 911 | 21 |
17 апрель 2011 11:37 | 45 450 | 180 052 | 42 578 | 862 771 | 72 981 | 21 |
1 май 2011 06:05 | 45 904 | 181 022 | 42 699 | 867 280 | 73 076 | 21 |
9 май 2011 08:24 | 46 029 | 181 473 | 42 769 | 869 712 | 73 195 | 21 |
15 май 2011 09:41 | 46 126 | 181 784 | 42 800 | 871 489 | 73 319 | 21 |
22 май 2011 09:20 | 46 236 | 182 134 | 42 831 | 873 578 | 73 411 | 21 |
29 май 2011 11:17 | 46 321 | 182 365 | 42 882 | 874 562 | 73 446 | 21 |
5 июнь 2011 16:24 | 46 386 | 182 550 | 42 912 | 875 878 | 73 503 | 21 |
12 июнь 2011 16:50 | 46 446 | 182 720 | 42 915 | 876 799 | 73 583 | 21 |
19 июнь 2011 14:02 | 46 481 | 182 864 | 42 932 | 877 871 | 73 663 | 21 |
26 июнь 2011 16:46 | 46 527 | 182 969 | 42 946 | 878 732 | 73 688 | 21 |
3 июль 2011 14:48 | 46 556 | 183 051 | 42 952 | 879 173 | 73 712 | 21 |
10 июль 2011 09:28 | 46 573 | 183 105 | 42 963 | 879 437 | 73 725 | 21 |
17 июль 2011 08:49 | 46 599 | 183 219 | 42 992 | 880 058 | 73 739 | 21 |
24 июль 2011 12:53 | 46 612 | 183 283 | 43 004 | 880 578 | 73 763 | 21 |
31 июль 2011 05:07 | 46 633 | 183 314 | 43 006 | 880 771 | 73 762 | 21 |
7 август 2011 06:07 | 46 694 | 183 490 | 43 016 | 881 961 | 73 789 | 21 |
22 август 2011 05:22 | 46 822 | 183 894 | 43 090 | 883 848 | 73 851 | 21 |
28 август 2011 06:06 | 46 891 | 184 068 | 43 098 | 884 714 | 73 883 | 21 |
4 сентябрь 2011 08:35 | 46 967 | 184 230 | 43 108 | 885 401 | 73 906 | 21 |
11 сентябрь 2011 17:27 | 47 006 | 184 361 | 43 122 | 886 021 | 73 944 | 21 |
18 сентябрь 2011 11:28 | 47 100 | 184 575 | 43 151 | 887 428 | 73 977 | 21 |
25 сентябрь 2011 08:49 | 47 152 | 184 722 | 43 165 | 888 192 | 74 016 | 21 |
Визуализация статистики
- Красный - участники
- Зеленый - страницы
- Синий - статьи
- Фиолетовый - файлы
- Голубой - редактирования
|
|
|
|
|
|
|
- Красный - участники
- Зеленый - страницы
- Синий - статьи
- Фиолетовый - файлы
- Голубой - редактирования
|
|
|
|
|
|
|
Инновации педагогической деятельности на современном этапе Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия; обновлением содержания современной философии образования, центром которой стал общечеловеческий целостный аспект; гуманистически сориентированным характеру взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально- экономических условиях. В связи с этим исключительно важное значение приобретает инновационная деятельность педагога.
Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среды, сколько в изменении его в личных и общественных потребностей и интересов.
Инновационная деятельность, будучи сложным и многоплановым феноменом, своим содержанием охватывает процесс взаимодействия индивидов, направленный на развитие, преобразование объекта, на перевод его в качественно новое состояние; системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств; особый вид творческой деятельности, что объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий, систем. Все эти проявления характеризуют инновационную деятельность в педагогической сфере. Инновационная педагогическая деятельность — основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.
Продуктами инновационной педагогической деятельности является нововведение положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.
Педагогическая деятельность всегда ориентируется на определенный смысл, то есть на знания, которые следует получить в процессе обучения, и на качества личности, которые необходимо воспитать. В зависимости от того, какие ценности доминируют при этом, педагогическая деятельность в образовательных преобразованиях может иметь формирующий (традиционный) или развивающий (гуманистический) характер.
Поиск путей обновления педагогических систем осуществляется на различных уровнях: одни учреждения начинают разрабатывать концепции обновления, другие — уже сформировались как новый тип учебного заведения. Результатам инновационных поисков является качественно новые образцы образовательных систем, каждому из которых свойственны специфические структурно-организационные особенности. Речь идет о новых типах учебных заведений (адаптивные образовательные учреждения, детские сады-школы, школы-лаборатории, гимназии, лицеи и т. д.).
За всех различий в стратегии и тактике возникновения альтернативных учебных заведений есть много общего. В каждом случае основу этого процесса составляет инновационная педагогическая деятельность, которая имеет своим следствием не только создания и функционирования учреждений нового типа, то есть структурные изменения, но и реформуання, обоснование, разработку качественно новых концептуальных основ.
Целевые, содержательные и процессуальные особенности инновационной образовательной системы моделируются прежде всего на основе гуманистически ориентированных педагогических идей и технологий, они направлены на актуализацию образовательных потребностей личности, которая растет и развивается.
Инновационная педагогическая деятельность может осуществляться как в традиционных учебных заведениях (дошкольных учреждениях, школах), так и в заведениях нового типа. В традиционных и инновационных учреждениях, как правило, она осуществляется эмпирическим путем, то есть путем проб и ошибок. В заведениях нового типа инновационная деятельность выполняет стабилизационную (закрепление и сохранение созданного ранее) и поисковую (направленную на изменение состояния системы) функции, которые отражают разные и взаимосвязанные уровни педагогической деятельности в процессе ее саморазвития — репродуктивный (восстанавливающий) и продуктивный (творческий). Репродуктивная деятельность основана на воспроизведении традиционных схем действий, направленная на получение заданного результата известными средствами. Продуктивная деятельность связана с формулировкой новых целей и достижением их с помощью новых средств.
Инновационная педагогическая деятельность является одним из видов производительной деятельности. Среди ее обязательных компонентов особую роль играет творчество. Достояние мировой и отечественной педагогики, современные научно-педагогические исследования и практический опыт многих поколений педагогов убеждают в необходимости творческого элемента в педагогической деятельности. Инновационные процессы, инновационная педагогическая деятельность без него просто невозможны. Специфика педагогического творчества заключается в том, что ее объектом и результатом является создание личности, а не образа, как в искусстве, или механизма, конструкции — как в технике. Педагогический процесс рассматривают как совместное творчество (сотворчество) педагога и воспитанника в ситуации педагогического взаимодействия, в процессе которой происходит педагогическое преобразования человека.
Ведущей формой и важной составляющей инновационной педагогической деятельности является эксперимент, результаты которого обогащают новыми знаниями об учебно-воспитательный процесс, дают возможность убедиться на основании педагогической практики в эффективности новых идей и технологий.
По содержанию и функциональностью педагогический эксперимент может быть учебным, дидактическим, научно-исследовательским. В целом эксперимент в области образования толкуется как метод познания, при помощи которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуются педагогическое явление, продолжается поиск нового, более эффективного способа решения педагогической проблемы; метод исследования, который предусматривает выделение существенных факторов, которые влияют на результаты педагогической деятельности, дает возможность варьировать ими для достижения оптимальных результатов.
Целью педагогического эксперимента является проверка эффективности различных педагогических воздействий, то есть содержания, методов, приемов, форм организации учебной и воспитательной работы. Он дает возможность установить причинную связь между педагогическими воздействиями и их результатами (освоением знаний, умений, развитием способностей, формированием навыков поведения и т. д.).
В педагогической практике часто неоправданно отождествляют с понятием «эксперимент» близкие по смыслу понятия «поиск», «поисковая работа», «опыт», «опытно-экспериментальная работа», «исследовательская работа», «собственно эксперимент», которые означают фрагмент «собственно эксперимента». На самом деле чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к собственно экспериментальной работы, чем больше в ней воспроизведения, хотя и в новых условиях, известных методов, приемов, технологий и т. д., тем ближе она к исследовательской работы. Кроме того, эксперимент должен быть должным образом организован.
Особым видом педагогического эксперимента является инновационный педагогический эксперимент. Инновационный педагогический эксперимент — метод исследовательско-педагогической деятельности, который предусматривает существенные изменения в содержании, формах и методах работы с целью повышения их эффективности.
Как и в других сферах деятельности, инновационный педагогический эксперимент выполняет не только оценочную, но и прагматическую (изучение условий внедрения новаций) и прогностическую (определение перспектив развития нововведение) функции. Его структура аналогична структуре научного эксперимента, к которой относятся:
— объект и предмет исследования;
— формулировка цели эксперимента;
— определение задач и гипотезы эксперимента;
— разработка и выбор конкретных методик и методов исследования;
— экспертиза программы исследования и этапы проведения эксперимента.
Инновационный педагогический эксперимент является важным фактором инновационного образования, которая главной целью считает формирование у человека исследовательской позиции, воспитание у нее отношение к обществу как к творчески-поискового среды.
Для педагогов, работающих в инновационном режиме, важное значение имеет изучение педагогического опыта как источники инновационной деятельности. Особый интерес они проявляют к таким его разновидностей, как передовой и новаторский педагогический опыт. Передовой педагогический опыт — учебно-воспитательная, организационно-педагогическая деятельность, в процессе которой стабильные положительные результаты в решении актуальных педагогических проблем обеспечиваются использованием оригинальных форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания, новых образовательных систем или интеграции традиционных форм, методов, приемов и средств.
Главными критериями передового педагогического опыта:
— актуальность — соответствие опыта важнейшим на определенном этапе проблемам обучения и воспитания;
— новизна — наличие в теории и практике ранее не известных знаний, форм и методов деятельности. Она присуща не только научным открытием, но и рационализации отдельных аспектов педагогической деятельности;
— результативность — повышение уровня развития детей в процессе применения конкретного опыта, оптимальное использование учителем (воспитателем) и детьми сил и времени для достижения результата;
— стабильность — использование опыта в деятельности других педагогов в течение длительного времени;
— рациональность — достижение высоких результатов по разумной интенсификации усилий, средств и использование времени;
— перспективность — возможность творческого подражания опыта другими педагогами.
Руководствуясь этими критериями, как своеобразными эталонами, можно оценить уровень достижения результатов в развитии приобретенных на основе и в процессе непосредственной педагогической деятельности знаний и навыков. Применять их следует в совокупности, а не выборочно. Недооценка признаков передового педагогического опыта может повлечь субъективизм, ложные, неоправданные оценки, а преувеличения их — формализм.
Передовой педагогический опыт, имея много общего с новаторским опытом, существенно отличается от него. Новаторский педагогический опыт — порожденная радикально новой педагогической идеей учебно-воспитательная, организационно-педагогическая деятельность.
В зависимости от содержания и конкретных результатов выделяют следующие его виды:
— исследовательский педагогический опыт (суть его заключается в получении оригинальных данных, нередко — открытий благодаря использованию поиска);
— новаторский педагогический опыт (его целью является совершенствование практики обучения и воспитания на основе использования творческих идей).
Как правило, новаторский педагогический опыт является результатом творческого поиска, реализации оригинальных, смысловых педагогических идей. Так были обоснованы теория и методика педагогики сотрудничества, авторские программы Л. Блудов и Н. Дернович «Создание условий естественного развития детей в системе дошкольного воспитания» и «Ладушки», авторская методика Л. Шульги по развитию художественных способностей детей дошкольного возраста, программа по физическому воспитанию дошкольников и младших школьников М. Єфименка.
Определенный потенциал перспективных идей, которые обогащают педагогическую практику, содержит примерный (репродуктивный) педагогический опыт. Примерный (репродуктивный) педагогический опыт — учебно-воспитательная, организационно-педагогическая деятельность, которая обеспечивает эффективное и качественное решение задач обучения и воспитания.
В зависимости от того, кто является автором или носителем опыта (отдельный педагог, группа учителей или воспитателей, методическое объединение работников образовательных учреждений района, города, области и др.), его классифицируют как коллективный, групповой или индивидуальный.
Педагогический опыт, будучи продуктом творческого поиска, эксперимента педагогов-новаторов, при определенных условиях может стать уникальным достоянием всей учебно-воспитательной системы. Происходит это в процессе реализации технологии внедрения в образовательную практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта. Целеустремленность, системность этой работы обеспечивает система моделирования (создание) передового педагогического опыта. Этот процесс охватывает четыре этапа:
1. Процесс моделирования. Научно обоснованное моделирования передового педагогического опыта предусматривает деятельность ученых-педагогов, работников управления образованием, руководителей образовательных учреждений и методических служб. На этом этапе ученые-педагоги, работники органов управления образованием, руководители учебных заведений и методических служб организуют совместную деятельность по созданию определенной теоретической модели передового педагогического опыта, которая, кроме педагогической новизны, учитывала бы соответствующие морально-психологические, научно-теоретические, научно-методические, правовые факторы. Основными компонентами этого процесса являются:
— определение цели и задачи создаваемого опыта;
— анализ научно-теоретических источников и актуальной практики;
— определение объекта;
— разработка структуры модели опыта, плана и методики внедрения, системы анализа и контроля и т. д.
На этом этапе важно выяснить суть, цель проектируемого опыта, особенности проблем, которые придется решать, объем и сроки соответствующих работ.
2. Формирование модели опыта. Особенностью этого этапа является создание с помощью понятий, схем, рекомендаций, алгоритма действий системы средств педагогической, управленческой, научно-методической деятельности или отдельных ее элементов. Как правило, к структурных компонентов этой системы относятся:
— обоснование актуальности опыта;
— теоретическая база опыта;
— ведущая идея опыта;
— технология опыта;
— прогнозируемые результаты.
Следствием такой работы является видение целостной картины моделируемого опыта, а также теоретическое определение его эффективности.
3. Создание (выращивания) опыта. На этом этапе теоретические положения модели трансформируются в реальную педагогическую деятельность. Он самый сложный и продолжительный, чаще всего происходит по такой схеме:
— освоение работниками теоретических знаний для овладения новыми средствами работы;
— применения заданных способов деятельности;
— корректировка деятельности участников;
— выявление специфических средств реализации задач;
— экспертная оценка опыта.
На завершении этапа создания педагогический опыт предстает как цельный, самодостаточный феномен, анализ и оценка которого является предпосылкой для выводов о целесообразности внедрения в педагогическую практику.
4. Внедрение в педагогическую практику созданного опыта. Происходит оно в процессе реализации системы научно-методических и организационных мероприятий, обеспечивающих использование опыта в массовой педагогической практике. Для этого важно иметь описание созданного опыта и рекомендации по его внедрению.
Инновационная педагогическая деятельность структурно охватывает внешние (цель, средства достижения, объект воздействия, субъект деятельности, результат) и внутренние (мотивация, содержание, операции) компоненты. Как и любая педагогическая деятельность, она выполняет гностическую (познавательную), проектировочную (перспективное планирование задач и способов их решения), конструктивную (сотрудничество педагога и воспитанников), коммуникативную (взаимодействие педагога с учащимися, коллегами), организаторскую (поэтапность действий педагога и воспитанников) функции.
Главными особенностями инновационной педагогической деятельности является личностный подход (направленность на личность, гуманистическая природа), творческий, опытно-экспериментальный характер, стойка мотивированность на поиск нового в организации учебно-воспитательного процесса.
Включение педагога в инновационную деятельность может быть следствием действия разнообразных факторов. Часто к ней побуждает их недовольство методиками, результатам личного труда, освоения новых знаний, особенно в смежных сферах, осмысления и качественно новое видение личной жизненной миссии, иногда — творческое озарение, которое, как правило, является результатом длительного поиска и анализа полученного на этом пути. В определенной степени эффективный и внешний организационный влияние, то есть целенаправленное использование разнообразных форм привлечения педагога к инновационной деятельности, к которым относятся:
— организация постоянно действующего научного семинара из самых актуальных проблем, над которыми работают педагоги учебного заведения;
— стажировки педагогов при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях;
— педсоветы, «круглые столы», дискуссии;
— деловые, эвристические игры с генерирования новых педагогических идей;
— творческая деятельность педагогов в методических объединениях;
— участие в научно-практических конференциях;
— обобщение собственного опыта и опыта своих коллег;
— занятия на специальных курсах повышения квалификации;
— самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, проблемой;
— участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают педагоги учебного заведения.
Стратегия инновационной деятельности педагогического коллектива, отдельных педагогов в каждой конкретной ситуации имеет свои временные ограничения, что зависит от масштабности инновации, от того, сколько времени и каких человеческих, организационных, материально-финансовых ресурсов она требует.
Следовательно, инновационная педагогическая деятельность является основой обновление учебных заведений, фактором развития образовательных систем. Ее результат определяют структурные и содержательные изменения в работе заведения, образовательной системы, а при определенных условиях — создание качественно новой педагогической практики — авторского заведения или радикального реформирования всей образовательной системы.