Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Коминтерна, улица (Мурманск)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

История

На дореволюционном плане Мурманска она обозначена как улица Железнодорожная. После восстановления в городе Советской власти, а точнее с июня 1920 г., стала именоваться Интернациональной. Нынешнее название — в честь Коммунистического Интернационала — носит по решению президиума губисполкома с 22 июля 1925 г.

Коминтерн (1919-1943) был международной революционной организацией, объединявшие пролетарские партии различных государств. В системе его связей Мурманск служил важным транзитным пунктом. Через здешний морской порт пролегали пути сообщения Советской Республики с заграницей: шли грузы, печатные издания, почта, добирались в Москву на конгрессы Коминтерна иностранные делегации, направлялись за рубеж на форумы и встречи российские представители. Среди тех, кто воспользовался этой линией связи, можно назвать М. Андерсена-Нексё, также О.В. Куусинена, Н.М. Шверника, связных В.И. Ленина Эйно Рахья, С.П. Нацаренуса, А.П. Вастен.

В 20-х годах вдоль всей улицы стояли в два ряда невысокие столбы линии электроосвещения. Между ними петляла дорога, лежали камни, летом пятнами среди песка зеленели лужайки. На случай пожара — да и места тогда хватало — бревенчатые срубы ставились на значительном удалении друг от друга. Для того времени они казались крупными — с четырьмя окнами по фасаду. И всё же, когда в октябре 1927 г. здесь выросло первое в Мурманске каменное, в три этажа, здание транспортно-потребительского общества (ТПО), оно, по воспоминаниям старожилов, «представлялось небоскребом». ТПО было одной из форм кооперации, или проще — кооперативом, предназначенным для снабжения товарами железнодорожников и их семей. Кооператив и возвёл для себя это приметное по тем временам здание. Несмотря на перебои с кирпичом и цементом, стеклом и краской, семьдесят рабочих во главе с прорабом (инициалы!) Рассом строили быстро: начали в мае, а через четыре месяца закончили. В здании открылись универмаг и столовая.

В связи с этим небезынтересно вспомнить, что у Мурманской железной дороги были даже «свои деньги». Ещё в 1924 г. ТПО выпустило боны — талоны достоинством 1, 2, 3 и 5 рублей. На них значилось: «...дают право предъявителю без всяких формальностей получить товары и продукты из любой лавки ТПО в пределах суммы, указанной в талонах».

Татьяна Тэсс после посещения Мурманска в 1929 г. писала о здании ТПО: «Украшенный с фасада флагом и круглыми часами, полярный универмаг обширен и гулок, как вокзал. Стоя на возвышениях, он выделяется среди остальных домишек, как петух среди кур».

Сейчас бросается в глаза, что здание слегка повернуто к оси улицы. Тогда этого не было, поскольку улица здесь не изгибалась, как теперь, а шла прямо. Кроме того, у здания был стеклянный купол. Разбитый в войну, он при восстановлении уже не остеклялся.

Неподалеку от «небоскреба» располагались Дом таможни и своего рода гостиница - Дом рыбака и оленевода, а ближе к оврагу - клуб «Местран», принадлежавший работникам местного транспорта - торгового порта и морского агенства (управление пароходства находилось в Ленинграде, в Мурманске же -его агенство). За углом нынешнего здания управления пароходства (начало улицы Профсоюзов) стоял клуб железнодорожников.

На прилегающем к этим строениям участке вплоть до конца 30-х годов сохранялось несколько "чемоданов".

По другую сторону улицы, против пригорка со зданием ТПО, размещались маленькие домики (общее название - Почтовый поселок) и четыре примечательных объекта: гостиница "Желрыбы" (первая в городе), биржа труда, ранок, стадион железнодорожников.

Гостиница открылась 31 августа 1924 г. Её построил один из отделов железной дороги, который назывался "Желрыба"; он занимался, в частности, добычей и скупкой рыбы. Для того времени гостиница была неплохой: двадцать шесть жилых номеров, вместительный ресторан с высоким камином "в северном норвежском стиле" (по характеристике журналистки Зинаиды Рихтер) и даже две ванны. На двухэтажное гостиничное здание обратил внимание при посещении в 1929 г. Мурманска А.М. Горький: "...центральная часть его сложена из разноцветных кусков граната, а крылья и островерхая крыша придали всему корпусу странную легкость" (из очерка "На краю земли"). Здание, кстати, существует до сих пор, но частично перестроенное (стоит севернее железнодорожного вокзала, вплотную к перрону).

На бирже труда регистрировали безработных. Потребность в ней отпала лишь к началу первой пятилетки (точнее - к 1930 г.).

Рынок, особенно в эпоху нэпа, являлся средоточением всей торговли в городе. Продавали и покупали мясо, рыбу, наживку, хозяйственные товары, меха, спирт, одежду и обувь, изделия кустарей. Перед З. Рихтер рынок в середине 20-х годов предстал таким: "На площади стаями бегают собаки, северные лайки (говорят, их периодически истребляют, но они размножаются снова. Над палатками Севзапсоюза и торговцев-китайцев поднят красный флаг. В стороне, на снегу, сбившись в кучу, стоят олени с большими грустными глазами и ветвями на голове. На них приехали лопари...".

Стадион официально именовали тогда спортплощадкой имени Володарского. Здесь долгие годы проводились футбольные матчи и легкоатлетические соревнования.

Район нынешнего слияния улиц Коминтерна и Шмидта назывался прежде Красной Горкой. Один из домов на ней занимал после изгнания из края белогвардейцев Мурманский Совдеп. В конце 20-х годов Красную Горку срыли. Бывший строительный рабочий, впоследствии инженер треста "Мурманскжилстрой" А.Я. Рыжов вспоминал: "Мы разрабатывали Горку с двух сторон. С левой стороны грунт шёл на отсыпку причалов рыбного порта. С правой - для причалов торгового порта. Помогал нам трудится паровой экскаватор "Марион". Мороки с ним было! Надо и уголь продавать, и топить...".

В середине 20-х годов на улице находился бревенчатый одноэтажный дом губкома РКП(б). По свидетельству С.И. Кулешова, именно здесь 13 июня 1925 г. ему и другим мурманчанам-коммунистам ленинского призыва вручали партийные билеты.

До 30-х годов улицу пересекали (от нижней террасы к улице Ленинградской) рельсы "декавильки", по которым громыхали дрезины с вагонетками. В ноябре 1934 г., когда в горде открылась первая автобусная линия и единственный шестандцатиместный автобус ГАЗ-АА начал курсировать от окраины до окраины (Жилстрой - ул. Карла-Либкнехта), одна из его остановок появилась и на улице Коминтерна. (Не случайно, видимо, спустя несколько месяцев женщины Мурманска дали горсовету наказ: запретить катание детей на лыжах и санках в центре, особенно у здания ТПО.)

Перед войной южная часть улицы выглядела так. Со стороны улицы Шмидта она открывалась тремя двухэтажнвми домами постройки 1931 г. Далее, за Лопарским переулком, стояло здание (тоже в два этажа) управления треста "Мурманрыба". (До недавнего времени оставался его фундамент. Теперь на этом месте - здания научно-производственного объединения "Севрыбсистемоавтоматика" АРП "Севрыба".) Затем следовали еще три жилых дома, а через улицу Воровского располагалась контора прибрежного промысла и Морзверрыбпрома. Над ней возвышался стоящий на пригорке Дворец труда в котором размещались комитеты профессиональных союзов и клуб совторгслужщих.

Улица в тот период являлась крупным общественным и культурным центром города. Здесь находились три клуба, Дом рыбака и оленевода, гостиница, стадион, вокзал, рынок, гастроном ТПО и еще четыре магазина.

Во время войны германские летчики активно бомбили железнодорожный узел. Пострадали, естественно, и прилегающие участки города. Большинство домов улицы сгорело.

Утром 21 декабря 1941 г. бомба весом 250 кг попала в здание ТПО. К счастью, она не взорвалась, а только пробила крышу и междуэтажные перекрытия. Пиротехники вывезли её за город и уничтожили. (Впоследствии молодежь железнодорожного узла отремонтировала здание, и некоторое время оно служило ей клубом.)

Восстановление и реконструкция улицы начались сразу полсле окончания боевых действий в Заполярье. работу вели две организации: участок дорожного строительства Октябрьской (тогда Кировской) железной дороги, впоследствии переименованный в строительно-монтажный поезд (СМП-708), и СМП-253 Министерства транспортного строительства.

Почти все дома сооружались по проектам института "Ленгипротранс". Реконструкция завершилась в основном к середине 60-х годов.

От зарождения улицы к её центру всегда стоял - и стоит сейчас - железнодорожный вокзал. Но нынешний вокзал - не первый по счету.

Первый построили в 1916 г. Он видел многое и многих. Тут высаживались из специального поезда царские министры и сановники, приезжавшие "открывать" город Романов-на-Мурмане; в его зале побывал владелец знаменитых гастрономических магазинов в Москве, Петрограде и Киеве купец Г.Г. Елисеев, направлявшийся за границу; смутной тенью промелькнул по вокзальному перрону летом 1918 г. одетый в форму сербского солтада и с документами на имя Милутина Марковича премьер временного правительства А.Ф. Керенский, уезжавший а Англию...

Приземистое продолговатое здание вокзала было обшито узкими досками - "вагонкой". Отапливалось оно печами. 16 ноября 1922 г . в здании вспыхнул пожар, сильный ветер раздул огонь, и через два часа первый мурманский вокзал перестал существовать.

Второй, возведенный на пожарище, открылся 27 марта 1923 г. бревенчатое здание имело островерхую центральную часть, своего рода мансарду, на фасаде которой над вывеской "Мурманск" были укреплены портрет В.И. Ленина, звезда с серпом и молотом и часы с круглым циферблатом. Перед центральным входом строители оборудовали тесовую площадку со скамейками.

Долгое время вокзал играл для горожан роль главного источника информации. Сюда шли все, кто интересовался новостями. Ведь почта поступала нерегулярно, телефонные аппараты были все на счету, в основном - служебные, домашними радиоточками обладали редкие счастливчики. Неудевительно, что приход поездов считался "общественным явлением". Особенно густые толпы людей собирались на вокзале и возле него, когда, прибывал вагон-"синематограф" - передвижной кинотеатр.

Уже в 30-е годы стало ясно: "низенький, оставшийся от прошлого, никак не умещающий движение вокзал" следует заменить (слова писателя И.С. Соколова-Микитова). Новый вокзал (точнее - его центральный корпус) вступил в строй и принял первых пассажиров накануне Первомая 1954 г. (архитектор А. Мимбаревич).

Первоначально здание покрыли терракотовой штукатуркой, но она быстро закоптилась, из-за перепада температур стала отпадать и её прищлось удалить. С тех пор вокзал красят чаще всего в салатный или зеленый цвет.

В 1959 г. на куполе здания установили пятнадцатиметровый шпиль со звездой. Операцию всего за четверть часа выполнил экипаж вертолета в составе Г. Строева и В. Кривенко.

Крылья - правое и левое - пристроили к центральному корпусу в 1960-1961 гг. Тогда же сформировалась Привокзальная площадь. На ней были посажены голубые ели и установлен памятник в честь первоходцев космоса (человек, устремленный к звездам). Теперь, как ни жаль, на площади только полотно асфальта, заставленное автомашинами (по образному выражению - "автомобильный отстойник").

[[Файл:0_36856_1d28f09a_L.jpeg - некорректное имя файла; нарушение авторских прав - не указан автор изображения

Улица Коминтерна сегодня

Сегодня улица Коминтерна - своеобразный транспортный узел Мурманска. Кроме железнодорожного вокзала, здесь автовокзал и стоянки автобусов пригородных линий, филиал агенства Аэрофлота, железнодорожные кассы, диспетчерский пункт такси. От привокзальной площади - переход к морскому вокзалу. Существенных перемен за последнее время не произошло, лишь на стыке с улицей Шмидта снесено несколько старых строений, да претерпело перепланировку здание ТПО: здесь открылся зал художественных выставок (1989 г.), а затем - художественный музей.

[[Файл:Murmansk museum.jpg - некорректное имя файла (КАКОЙ музей?); нарушение авторских прав - не указан автор фотографии

Вдоль дороги мы можем наблюдать различные магазины - от ювелирного до магазина, специализирующегося на рыбалке,и кроме того жители города могут посетить уютное кафе "Домашние пельмешки".


Источники

  • А.А. Киселев, М.А. Тулин/Улицы Мурманска.- Мурманск: Кн. изд-во, 1991.-288с.:ил.

Ссылки

Внешние ссылки

Персональные инструменты
Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru