Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

История октябрятского значка

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

История, связанная с этой фотографией, напоминает мне историю евангелиста Луки, который, в отличие от других, был глубоко медийным человеком – он пытался не только описать свой предмет, но и изобразить его. При этом то, что у него получилось, превзошло самые смелые ожидания.

Фотография Володи и Оли Ульяновых была сделана в Симбирске в 1874 г. в фотоателье Е.Л.Закржевской. Это единственная сохранившаяся его "младенческая" фотография и одна из трех известных фотографий симбирского периода его жизни. До 1917 г. она представляла интерес лишь для круга его семьи, однако после революции ситуация радикально поменялась. Молодая республика, кроме хлеба и снарядов остро нуждалась в новых иконах.

Раньше всех сориентировался в ситуации художник Иван Пархоменко – человек, имевший статус "кремлевского художника" и, кроме нескольких портретов Ленина, отметившийся портретами Буденного, Дзержинского, Луначарского и других видных большевиков. Здраво рассудив, что портретов хорошего человека должно быть много, Пархоменко нарисовал портрет Ленина в детстве, использовав для этого фотографию пятидесятилетней давности. Отличия портрета Пархоменко от фотографии видны лишь при очень пристальном рассмотрении. На фотографии будущий вождь слегка приобнимает свою сестру, вытянув руку инаклоняясь к ней так, что голова его оказывается на фоне спинки кресла.В портрет эти не нужные детали (кресло и сестра) не вошли.

Таким образом, в жанре социалистического реализма Пархоменко начал работать еще за 10 лет до его провозглашения А.М.Горьким. Сам Пархоменко в 30-м году был занят уже другим делом - рисовал с натуры портреты обитателей Бутырской тюрьмы.

Смерть Ленина в 1924 г. вызвала новый всплеск символизации его фигуры в Советской России. В 1927 г. была напечатана марка с изображением маленького Ленина, для которой художник В.Куприянов использовал всю ту же старую фотографию Закржевской. К слову, в том же году и в том же комплекте была напечатана и марка "Троцкий в детстве" – но вот она как то не прижилась. А в 1928 г. в сюжете поучаствовал сам Николай Томский – основоположник школы советской скульптуры, разработавший макет октябрятской звездочки. Принимая во внимание то, что октябрятами становились все дети Страны Советов и в год штамповалось до 5 миллионов таких звездочек, можно с уверенностью утверждать, что Томскому удалось придумать аналог того, чем до революции для детишек был нательный крестик.

Старались не отставать и коммунисты дружеских стран. Немецкая коммунистическая газета Das Kampfer в 1933 г. публиковала еще один вариант портрета Володи Ульянова – правда, с несколько пугающей побписью "Das ist unser toter fuhrer Lenin als Kind".

Репродукции портрета Пархоменко, многочисленные статуи, статуэтки и бюстики Ленина – мальчика в течение долгих лет были неизменным атрибутом интерьеров начальных школ и детских садов. Произведения монументального творчества изображали Володю, как правило, с книжкой - так он как то лучше соответствовал образу будущего вождя, чем если бы он обнимал какую-то девочку, как он это делал на фотографии.

Советская педагогическая наука разработала даже методику того, как надо было строить учебный процесс при изучении портрета вождя. Соответствующая методичка содержала список правильных вопросов и правильных же ответов, необходимых для беседы о вожде.

"Сколько лет можно дать Володе на этом портрете? (Четыре-пять.) Какие игры он больше всего любил? (Шумные.) Можно ли сказать, что в детстве Володя был смелым и решительным мальчиком? (Можно.) Как Володя поступал с игрушками? (Он ломал их, чтобы узнать, как они устроены.)"

Детсадовский же фольклор отреагировал на неизбежность присутствия Владимира Ильича в быту малышей бессмертными строками: "Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной".

Важной вехой в иконографии маленького Ленина стал II пленум ЦК ВЛКСМ 1958 года. Корректировка курса партии выразилась и в новом дизайне октябрятского значка. Теперь у него появилось целых два варианта: металлический (осовремененный дизайн Томского) и пластмассовый. Металлический значок, который продолжали штамповать в Москве миллионами штук в год давали абсолютно всем. А вот пластмассовый был в дефиците. Его изготавливали где-то в Прибалтике, представлял он собой аккуратную звездочку, внутрь которой была вставлена черно-белая репродукция того самого портрета Пархоменко. Иметь такую звездочку считалось круто и престижно.

Впрочем и металлическая октябрятская звездочка сделала свой вклад в подростковую субкультуру шестидесятых. Выяснилось, что если положить ее на кирпич и должным образом натереть (от лица вождя, конечно, ничего при этом не оставалось) то она становилась удивительно похожей на звезду шерифа - такого, какими они были в редких американских фильмах, добиравшихся до советского проката. Естественно, самый короткий путь в диссиденты заключался в том, чтобы заявиться с такой звездой в школу.

Соцарт времени не терял. К столетию со дня рождения Ленина в Ульяновске был создан мемориальный комплекс, в котором достойное место заняла скульптура М.Ульяновой с сыном Володей, вполне закрывшая в советской символике пустовавшее место Мадонны с младенцем.

Пришла перестройка. Значки перестали штамповать, но переосмысление образа вождя в детстве не завершилось, а лишь вступило в новую, постмодернистскую стадию. Ювелирная фирма Gourji выпускает теперь золотые запонки в виде октябрятской звездочки (правда, место Володи Ульянова на них изображен купидон), а уфимский фудожник Ринат Волигамси создал чудный трэш, где Ленин раздвоился - согласно разрабатываемой Ринатом легенде о том, что у Володи был брат близнец Сережа - тоже маленький и тоже с кудрявой головой.

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер