Использование социальных сервисов Web 2.0 в повышении квалификации педагогов городского округа Тольятти

Материал из Летописи.ру «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Споры о целесообразности и необходимости внедрения дистанционного обучения уже поутихли и переместились в плоскость методики его реализации. Рассматриваются плюсы и минусы программных сред (оболочек) для дистанционного обучения. Центры, реализующие сегодня дистанционное обучение, сетуют на отсутствие внятной законодательной базы, которая позволила бы расширить категориальный состав обучающихся дистанционно. Обсуждается техническая сторона вопроса: недостаточное количество компьютерной техники у пользователей, желающих обучаться, и плохая пропускная способность каналов. Активно обсуждается вопрос о роли и функционале сетевого педагога, а так же его психологической адаптации, о необходимости дополнительной подготовки.

В сети педагог, привыкший к авторитарному стилю общения с учеником, уже не может ему следовать, т.к. Интернет предлагает свои правила общения, строящиеся на свободном обмене мнениями, идеями, информацией. Для осуществления этой новой роли необходимо иметь достаточно гибкое мышление, способное к трансформации, и восприятию новых идей. Педагог должен обладать достаточной степенью терпимости, как этого требует партнерское общение. Он должен иметь потребность к постоянному обучению, к развитию профессиональных навыков. Как следствие, учителю приходится изменять не только свою систему обучения, но и менять собственную психологическую установку. А это, как известно, процесс длительный и болезненный для личности учителя.

Программа Intel «Обучение для будущего» уже много лет ведет работу по внедрению проектной методики, в основе которой лежит тьюторский принцип общения педагога и ученика. Те педагоги, которые успешно применяют в своей практике проектную методику, ощутили значительные психологические перемены со стороны учеников. Учителя отмечают возросший интерес к предмету, инициативность в работе и другие позитивные тенденции в обучении детей.

Сейчас настал тот момент, когда необходимо усилить этот положительный психологический сдвиг в сознании педагогов путем погружения в сетевые сервисы и сообщества. Освоив эти, пока не очень знакомые и чуждые им технологии, педагоги смогут быть адаптированы к сети.

«Как же приобщить педагогов к общению в сети и как научить их использовать сервисы Web 2.0?» - вот те вопросы, которые требуют безотлагательного решения. Пути решения специалисты Центра информационных технологий г. Тольятти видят, во-первых, в частичной замене очной формы обучения на дистанционную. Таким образом, демонстрируя и мотивируя педагогов использовать сетевые технологии.

Во-вторых, широко используется форма чат-конференций, которые регулярно проводятся один раз в месяц, в которых принимают участие специалисты Департамента образования, педагоги, школьники, родители, общественность города. Вопросы, которые обсуждаются на этих чат-конференциях самого широкого спектра: от проблем, связанных с итоговой аттестацией выпускников до вопросов организации горячего питания в образовательных учреждениях.

В-третьих, итоги некоторых сетевых проектов подводятся в виде видеоконференций. В каждом районе города организуется площадка, куда приходят школьники всего района, педагоги и все желающие. В режиме on-line ребята рассказывают о своих достижениях, делятся впечатлениями, задают вопросы друг другу.

В-четвертых, применяется вики-технология в качестве наглядного тренажера по реализации дистанционного проекта. Опыт внедрения Вики-технологии в нашем Центре в виде проекта летописи «Тольятти от А до Я» показывает, что достаточно 2-х часовой ознакомительной лекции и консультаций в on-line режиме посредством Skype или ICQ для того, чтобы педагоги освоили технологию размещения материалов. Реализация проекта летописи «Тольятти от А до Я» строилась синхронно с реализацией дистанционных проектов «Наш город» и «Детство без границ». В ходе реализации этих проектов в летописи появились первые страницы, рассказывающие об истории нашего города. Участие в этих проектах принимали как команды учеников, так и отдельные болельщики. Педагоги выступали в роли организаторов.

После того, как проекты «Наш город» и «Детство без границ» были проведены педагоги-тьюторы программы Интел «Обучение для будущего» стали демонстрировать летопись «Тольятти от А до Я», как пример сетевого проекта, реализованного в Вики-среде. Это явилось толчком для самостоятельного размещения статей в летописи педагогами города. Кроме того, материалы из летописи «Тольятти от А до Я» используются педагогами и школьниками на уроках, а также в проектной деятельности. В мае 2007 года на научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» педагоги поделились своим опытом использования летописи в образовательной деятельности.

В следующем учебном году предполагается активное использование Блогов (Живой Журнал) для ведения виртуальных занятий по отдельным темам. Могут быть проведены семинарские занятия в Блоге. Причем семинарские занятия могут проводится как в режиме off-line, так и в режиме on-line. Семинары в форме «Вопрос-ответ» целесообразней проводить в режиме on-line. Семинары же в форме доклада вполне могут быть организованы в режиме off-line, что предполагает прочтение доклада в удобное для каждого участника время и написания краткого комментария к докладу. В Блоге можно легко организовать выполнение индивидуальных практических работ, например, по продумыванию какой-то проектной идеи.

Мы думаем над вопросом введения сервиса БобрДобр для формирования предметно-тематических закладок в рамках модуля 2 программы Интел «Обучение для будущего», как одном из итоговых результатов первого дня обучения.

Таким образом, мы стремимся приобщить педагогов к сетевым ресурсам, психологически адаптировать их в этой среде для того, чтобы они лучше смогли раскрыть свои педагогические способности в мире новых информационных технологий, чтобы умели оказать квалифицированную информационную поддержку ученикам, чтобы сами стали интересней, лучше. По нашему мнению, в XXI веке лучшими учителями, скорее всего, будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel



Образование



Project Harmony