Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»

Из опыта работы Урбан Е.Г. Программа элективного курса. Человек изменяет природу

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Авторы: учитель физики Урбан Е.Г., учитель географии Мальцева О.В., МОУ средняя школа № 41 г.о. Тольятти

Пояснительная записка

Человек живет и работает в разных природных зонах: в горах и на равнинах, в лесах и на степных просторах, в холодной тундре и в знойной пустыне. Чтобы правильно использовать дары природы и не наносить ей вред, ее нужно очень хорошо знать. Современная физическая география, физика, экология не только описывает земную поверхность и различные при-родные условия, но и объясняет разнообразие природных условий; отвечает на вопросы как лучше использовать богатства природы, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека. От ученых требуется заранее предвидеть те изменения, которые могут произойти в природе в результате вмешательства человека. Поэтому интерес к климатологии и метеорологии очень велик и во всем мире исследования природы проводятся с учетом влияния на нее людей, изучаются погодные условия и прогнозируются их изменения. В школе учащиеся получают базовые знания по исследованию природы, изучая предметы естественнонаучного цикла. Профильное обучение позволит раскрыть учащимся те стороны географии, физики, экологии, которые им наиболее интересны, привлекательны, понятны или оцениваются ими как необходимые знания. Программа элективного курса предлагается учащимся 10 классов общеобразовательных школ, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по естественнонаучным предметам (география, экология, физика). Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Цель курса – формирование мотивации выбора учащимися естественнонаучного профиля, интеграция знаний учащихся о природе и повышение уровня изучения естественнонаучных дисциплин. Задачи курса: - знакомство учащихся с основными разделами климатологии и метеорологии; - развитие ценностного отношения к наукам и научным знаниям, фор-мирование научной картины мира у учащихся; - воспитание экологической культуры и мышления; - способствовать самоопределению учащихся в выборе профессиональной деятельности; - активизировать познавательную деятельность школьников; - повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся. В основу создания программы элективного курса положен материал по географии, физике, экологии. Но при опоре на научные знания, ведущим компонентом является исследовательская деятельность. Структура курса ли-нейная, что объясняется профильным уровнем изучения темы и по логике изложения готовит школьников к восприятию материала на более высоком уровне. При обучении не только формируются новые знания и умения, но и закрепляется учебный материал из предшествующих разделов. Основные методы обучения: метод проблемного обучения, исследовательский и объ-яснительно-иллюстративный метод, метод проектов, частично-поисковый. Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции (установочные и тематические), семинары, консультации, практические и лабораторные работы, урок-исследование, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок, защита проекта. Средства обучения: учебно-методические пособия, справочники, наглядные учебные пособия – синоптические карты, карты – схемы, таблицы, плакаты, ТСО – учебно-лабораторное оборудование, приборы для учебных экспериментов, диапроектор, компьютер, глобальная сеть Internet и так далее. К материальным ресурсам, необходимым для освоения курса относятся: 1) карты - синоптические карты, карта «Природные зоны России», климатическая карта России и мира, физико-географическая карта России, карты барической топографии, карты-схемы циклонов и антициклонов, карты - схемы атмосферных фронтов; 2) таблицы - шкала Бофорта, стандартная модель атмосферы Земли, химический состав атмосферы, условные обозначения различных типов облаков и общего количества облачности на картах погоды, условные обозначения метеорологических явлений, психрометрическая таблица; 3) технические средства обучения, приборы и учебно-лабораторное оборудование: телевизор и DVD-проигрыватель, диапроектор, компьютер, барометр-анероид, термометры жидкостные стеклянные, электрические термометры, станционный психрометр, аспирационный психрометр, волосной гигрометр, рейки снегомерные, анемометр ручной, флюгер станционный, флюгер Фильда.

Планируемые результаты В ходе учебного процесса школьники должны достигнуть следующих результатов: 1) осознать роль и специфику научных знаний географии, физики и экологии, а также их вклад в создание интегрированной картины естествознания; 2) повысить уровень общих и специальных знаний и умений по физике, географии и экологии; 3) целенаправленный выбор учащимися естественнонаучного профиля с последующим выбором будущей профессии; 4) представления учащимися на итоговом занятии индивидуальных и групповых проектов, практического задания по составлению прогноза погоды.

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru