Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Екатерининский тракт ("Владимирка")

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Нынешнее шоссе «Москва – Уфа» в XIX в. называлось Большой Володимирской дорогой или Владимирским трактом, начиналась от московской Рогожской заставы. Затем - Владимирское или Нижегородское шоссе. В советские времена - Горьковское шоссе. С 1991 года - снова Нижегородское шоссе. На совеременных картах - "Волга-1" или "М-7".

По мере возвышения Москвы к ней и от неё потянулись дороги, в том числе и на восток через древний Владимир в Поволжье. В Троицкой летописи в записи, относящейся к 1395 г., после того, как из Владимира доставили в Москву икону Божьей Матери, путь, по которому она следовала, назван «самой велицей дорозей Володимерьской». Впоследствии этот путь и стал называться Владимирским трактом, или Владимиркой.

Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение Владимирки отразилось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван IV вел по Владимирской дороге 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. Владимирка оживляла жизнь всего придорожного края. Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д. Постепенно, к XVIII веку Владимирская дорога становится основным трактом, ведущим во Владимир и Нижний Новгород, и дальше на Восток.

Дорога делилась на перегоны. На ней через определенное расстояние располагались почтовые станции. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались в 40—50 верст. Благодаря частой смене лошадей за сутки можно было одолеть расстояние протяженностью в 140 верст. На станциях можно было не только сменить лошадей, но и пообедать, переночевать. Кроме того проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Большинство зданий почтовых станций были деревянными. Рядом обычно находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни для лошадей.

Местами Владимирка была покрыта щебнем, ее ширина составляла до 7 м. В «Военно-статистическом обозрении Московской губернии» за 1853 год сообщается: «Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений… Через реки и речки находятся хорошо устроенные деревянные мосты; одни на сваях, усыпанные сверху щебнем, другие же на сваях и арках, с досчатым полом...»

Накануне Первой мировой войны по Владимирке ежегодно проезжало до 22 тысяч экипажей и 176,5 тысячи груженых подвод, перевозилось до 201,5 тысячи человек. С 1862 г. дорога была замощена булыжником, в 1927-1928 гг. появилось асфальтовое покрытие. В 1731 г. дорога стала называться Сибирским трактом и имела направление Москва—Владимир—Муром—Нижний Новгород и далее на Сибирь. Развитие капитализма, расширение торговых связей, ежегодно проводимые в г. Нижнем Новгороде ярмарки, известные на весь мир, содействовали тому, что в 1839-1845 гг. было построено Московско-Нижегородское шоссе с щебеночным покрытием, протяженностью 380 верст. Движение через реки Клязьма, Киржач, Пекша, Ворша и Нерль осуществлялось паромными переправами. Одновременно было выбрано более короткое направление между городами Владимиром и Нижним Новгородом — через города Вязники и Гороховец.

Большая часть наших современников судят о дороге по картине Левитана, также названной «Владимирка». Эта картина возникла случайно. Художница Софья Кувшинникова вспоминала: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Вдали на дороге виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым и уютным, и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога...

- Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда.

Присев у подножия голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца. На другой же день Левитан с большим холстом был на этом месте».

Эта дорога послужила поводом для множества народных песен:

Разлучает нас неволя,

Чужа-дальняя сторонка,

Что Владимирска дорожка…


Спускается солнце за степи.

Вдали золотится ковыль.

Колодников звонкие цепи

Взметают дорожную пыль.

Динь-бом, динь-бом,

Слышен звон кандальный.

Динь-бом, динь-бом.

Путь сибирский дальний.

Динь-бом, динь-бом,

Слышно там и тут,

Нашего товарища на каторгу ведут...

Эти песни – память о Владимирке как об этапном пути арестованных, пересылаемых от Москвы через Владимир в Сибирь. По Владимирке, гремя кандалами, прошли в Сибирь тысячи сынов и дочерей России. Это и участники крестьянских восстаний под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева, и тысячи солдат и офицеров, посмевших выйти против царя 14 декабря 1825 года и петрашевцы, и народники, и марксисты. Поэтому и закрепилась за этим трактом грустная слава дороги горя и печали.

Дорога пересекала всю Нижегородскую губернию с запада на восток. Проходила он и по территории Васильсурского уезда через села Чугуны, Криуши, Осинки, Отары, Васильсурск. Строительство автомобильного завода в г. Нижнем Новгороде, растущие потребности народного хозяйства в автомобильных и гужевых перевозках в связи с проводимыми в стране индустриализацией и коллективизацией вызвали необходимость реконструкции дороги. В 1933-1940 гг. проезжая часть была расширена до 6—7 м с устройством черного шоссе. Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты.

Владимирка неоднократно за свою историю становилась прифронтовой дорогой. Это было в годы татаро-монгольского ига, и в 1612 и 1812 гг., когда Россия воевала с польскими и наполеоновскими войсками, и в 1941 г. Всю Великую Отечественную войну важная коммуникация между Москвой и Горьким напряженно, но надежно работала на Победу, обеспечивая Красную Армию резервами и материально-техническими ресурсами.

В 1954—1964 гг. проводилась реконструкция автомагистрали Москва-Нижний Новгород. В настоящее время среднесуточная интенсивность движения по дороге составляет свыше 16 тыс. автомобилей, причем, около 70% — это грузовые автомобили. Даже по самым скромным подсчетам, ежегодно услугами дороги Москва-Нижний Новгород пользуются сейчас около 40 млн. чел. Учитывая эти обстоятельства, была принята Федеральная программа реконструкции автомобильной дороги Москва—Уфа. В соответствии с ней ведется расширение до четырех полос движения шоссе, строительство объездных дорог, транспортных развязок, реконструкция мостов и путепроводов, инженерное обустройство силовыми ограждениями, дорожными знаками и указателями и т.д. Осуществление намеченных мероприятий значительно повысило безопасность движения, увеличило скорость транспортных средств.

С 1997 года решением Третьей Общеевропейской конференции по транспорту автомагистраль стала составной частью международного транспортного коридора №2 Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Владимир - Нижний Новгород. Таким образом, эта магистраль стала играть важную экономическую роль не только для России, но и для Западной и Восточной Европы. ...Древние римляне, создавая более чем 2000 лет назад дорожную сеть, фрагменты которой сохранились и поныне, утверждали: «Дорога — это жизнь!». Многовековая история Владимирки блестяще подтверждает справедливость этой мысли.

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

мы поддерживаем

Образование