Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»

Дерево исследования

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Дерево исследования -- наглядное представление информации о возможных направлениях исследования той или иной проблемы. Идея представления знаний в виде схемы, похожей на дерево - стара как мир, однако, идея применения такого дерева в педагогическом процессе, направленном на формирование готовности учащихся к самообразованию, предложена Царьковым Владимиром Борисовичем. Такое дерево упрощает деятельность учащихся по самообразованию, а также даёт педагогу возможность лучше индивидуализировать процесс обучения. Если дерево хорошо продумано, то название каждой ветви или листика на дереве может стать темой доклада, реферата, курсовой работы, и, иногда, диплома или диссертации.

Более подробная информация о дереве исследования может быть найдена следующих статьях:

Пример дерева исследования представлен ниже.

Tree-of-tree.png

В рамках учебно-методического пособия "В помощь учителю. Свободные компьютерные программы" (см. http://lipetsk.lug.ru/projects/index.html#th) предлагается дерево исследования свободных компьютерных программ, а также конкретные рекомендации по использованию дерева исследования в образовательном процессе, направленном на повышение степени готовности учащихся к самообразованию.

План составления дерева исследования при изучении текста

1. Определение основной темы текста.

Признаки основной темы текста:

  • упоминание темы в заголовке текста;
  • упоминание темы во вступительном/заключительном абзаце, где кратко описывается содержание всего текста.

2. Поиск ключевых понятий.

Признаки ключевого понятия:

  • выделение в тексте (жирный шрифт, курсив и т. п.);
  • наличие определения понятия в тексте;
  • соотнесённость определения понятия с основной темой текста.

3 Отбор независимых и взаимозависимых ключевых понятий.

4. Определение иерархических связей между взаимозависимыми ключевыми понятиями (какие понятия являются более общими, а какие, наоборот, менее общими).

5. Составление наглядной схемы (дерева исследования текста), отражающей иерархические связи между взаимозависимыми ключевыми понятиями, а также показывающей, что независимые ключевые понятия имеют отношение к основной теме текста.

6. Использование наглядной схемы для проверки соответствия содержания текста теме, которая была принята в качестве основной в пункте 1.

7. В случае, если основная тема не соответствует содержанию текста, она переформулируется. Далее происходит возврат к пункту 5.

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru