Приглашаются все, к участию в проекте «3000 статей для Википедии»

Героев-североморцев, проспект (Мурманск)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Подобно проспекту Ленина в центре и проспекту Кольскому в южных микрорайонах Мурманска, он — основная меридиональная магистраль в северной части города. В него с обеих сторон, как ручьи в реку, вливаются улицы Гагарина, Александрова, Чумбарова-Лучинского, Гаджиева, Александра Невского, Хлобыстова, Ивченко, Адмирама Лобова.

Когда-то на территории, которую пересекает проспект, были перелески и ягельники, и кильдинские саамы облюбовали ее под оленьи пастбища. Место радовало привольем, ветер с залива выдувал мошкару и комаров. Последний раз пригонял сюда оленей летом 1914 г. лопарь (саам) Яковлев. Так, со слов краеведа В.А.Алымова, свидетельствует в очерке «Мурманск» (1932 г.) писатель Константин Паустовский. Позже в устье реки Росты (в переводе с саамского — «Ржавая», из-за цвета воды) начал разрастаться поселок, и его жители постепенно пробили здесь пешеходную тропу, а потом и наезженную дорогу, поддерживая связь с Мурманском. Дорога стала называться Верхне-Ростинской в отличие от еще одной — Нижне-Ростинской, проложенной прямо вдоль берега Кольского залива. В районе спуска к жилым кварталам центра города она совершала крутой зигзаг —«восьмерку», «серпантин». Это был, как шутили мурманчане, «тещин язык». Вплоть до начала 60-х годов, когда при прокладке проспекта зигзаг остался в стороне, он был сущим бедствием: при снегопаде и в гололедицу здесь вставало все движение, то и дело случались аварии. Въезд на «тещин язык» — булыжную мостовую с ограждающей, тоже из булыжников, стенкой — в районе школы №3. Но теперь сворачивают сюда лишь редкие водители...

У начала нынешнего проспекта, на склоне сопки, летом 1920 г., после восстановления на Мурмане Советской власти, шло первое в городе ударное строительство — сооружение водопровода. Он был «самотечным»: вода из Семеновского озера с высоты сопки сама текла по трубам вниз к уличным водоразборным колонкам.Участница этого строительства Вера Кетлинская писала в книге «Вечер. Окна. Люди»:

«Копали траншеи всем городом, субботниками и воскресниками... В срезах земли поблескивал лед, на дне траншеи хлюпала ледяная вода... Траншею приходилось делать глубокой, чтобы не заморозило трубы, и чем глубже мы вгрызались в каменистую землю, тем тяжелей и грубей становилась работа: долби ломом, налегай на лопату, чтоб вогнать ее в тугой грунт, подцепи, сколько силы хватит подкинуть, и кидай на отвал, а отвал уже выше твоей головы, мокрые комья и камешки то и дело скатываются назад —знай уворачивайся!»

Для растущего города самотечный водопровод оказался маломощным, и тогда здесь же, у начала нынешнего проспекта, только по другую его сторону, в 1928 г. были уложены трубы второго — вода пошла из озера Среднего. Прикрывавший их деревянный короб можно было видеть еще в конце 50-х годов. Затем трубы упрятали в землю. Пока Верхне-Ростинская дорога служила лишь для нужд населения окраинного поселка, ее значение было невелико. Положение изменилось после создания в 1933 г. Северного военно-морского флота: дорога стала частью магистрали, соединяющей Мурманск с одной из баз флота — Ваенгой. В годы войны по ней доставлялись люди, вооружение, боеприпасы, продовольствие. Вблизи нее располагались зенитные батареи, посты ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), казармы. После переименования в 1951 г. Ваенги в Североморец Верхне-Ростинскую дорогу стали называть Североморским шоссе. К этому времени уже начала формироваться Северная промышленная зона Мурманска, объем перевозок возрастал, и шоссе реконструировали. Вдоль него в низине к северу от Семеновского озера выросли так называемые 69-й и 70-й жилые кварталы —около полусотни двухэтажных домов, большей частью обитых черепичной плиткой. Это самые старые строения на проспекте. Еще более масштабное строительство шло в этом районе города в 60-е годы. Тогда же претерпело изменения и Североморское шоссе. Оно пролегло вверх от улицы Челюскинцев к Семеновскому озеру напрямую, минуя «тещин язык», было расширено, заасфальтировано, здесь протянулась троллейбусная линия (1967—1969 гг.).

Проспектом Героев-североморцев шоссе называется со 2 апреля 1971 г. Из центра Мурманска видно только начало проспекта — развернутые фасадами к заливу девятиэтажные дома, в одном из которых ресторан «Панорама». Они расположились на вершине террасы, как раз над «тещиным языком» и отрезком старого Североморского шоссе. Со смотровой площадки, устроенной здесь, открывается широкая панорама города и залива (не случайно возникло название ресторана). К востоку от площадки — дорога (ей возвращено название — Верхне-Ростинское шоссе), которая чуть дальше раздваивается: одна ветвь ведет на улицу Свердлова, другая — к старому городскому кладбищу, к воинским захоронениям и далее — к Ленинградскому шоссе. А позади домов, на сопке, возвышается мачта радиостанцин и стоит домик обслуживающего персонала. В годы войны фашистские летчики многократно подвергали мачту прицельному бомбометанию.

«Еще бы! — писал журналист Константин Тюляпин. — Ее позывные могли слушать подпольщики Норвегии и Финляндии, ее передачи вдохновляли мурманчан. Сколько бомб упало рядом!..»

Случалось, бомбы перебивали кабель, ведущий к городскому радиоузлу, и первыми, кто бросался на восстановление линии, были работники радиостанции. Чуть севернее, на стыке с улицами Гагарина и Павлика Морозова, проспект расширяется в площадь у Семеновского озера. Отсюда, от парапета набережной, — вид на озеро и окружающую его зеленую зону, на улицу Александрова, областной Дворец пионеров, мемориал Защитникам Советского Заполярья. Если подняться к зенитным орудиям, поставленным возле скульптуры воина, увидим табличку с надписью: «Здесь стояла батарея 5-го отдельного зенитного артдивизиона. Командир майор Шевчук. Батарея за годы войны сбила 29 фашистских самолетов».

Когда-то в жаркие летние дни лишь особо непоседливые мурманчане стремились на берега Семеновского озера, чтобы не упустить благоприятный случай для купания и загара: не каждому хотелось или было по силам добираться сюда тропинками вверх по склону сопки. Теперь к озеру доставит троллейбус или автобус. На площади — магазины, где можно запастись продуктами и прохладительными напитками. В дни празднеств здесь торгуют и выносные павильоны. Для детей — удовольствие поиграть в городке-крепости с его лабиринтами, сторожевыми башнями и бойницами (архитектор А. Иванов). Зимой на озере принимают ледяные ванны «моржи» —их домик-теремок расположился у самой воды... Словом, в последние годы площадь у Семеновского озера становится все более излюбленным местом отдыха жителей Мурманска. На ней нередко устраиваются массовые гулянья.

К северу от озера проспект идет под уклон и на восточной стороне пролегает у самого подножия высокой террасы. Заросший кустарником склон террасы местами довольно крут. На ее гребне лежит улица Гагарина. Вдоль другой стороны проспекта — ряды двухэтажных домов уже упоминавшихся 69-го и 70-го кварталов. Снос этих ветхих, без бытовых удобств жилищ — дело будущего. Немного дальше по проспекту — центр Ленинского района Мурманска: трехэтажное здание районных организаций (райкома КПСС, райисполкома, райкома ВЛКСМ), широкоформатный кинотеатр «Мир» с примыкающим к нему сквером, предприятия общественного питания, магазины и ателье бытового обслуживания, площадь, где разворачиваются троллейбусы третьего маршрута, аллея, названная в честь Полярной дивизии.

Поблизости от административного здания, чуть ближе к центру города, на приметном выступе террасы — памятный знак в честь героев - североморцев (открыт 13 октября 1974 г., автор — архитектор Ф. Таксис).

Слегка склоненный обелиск из клепаных листов металла со свободно свисающим якорем — словно форштевень боевого корабля. На завершающем участке проспекта кварталы пяти-и девятиэтажных домов, возраст которых двадцать — двадцать пять лет, соседствуют со старыми строениями. Своеобразным водоразделом между ними служит речка Роста. По одну ее сторону — автозаправочная станция и хлебозавод №2, по другую, за дамбой, — ряд двухэтажных жилых домов каркасно-засыпного типа и магазин военторга «Автомобили». Здесь, у полотна железной дороги — северная граница города.

(По материалам книги Кисилёва А.А., Тулина М.А.:"Улицы Мурманска")

Статья подготовлена по материалам конкурсной работы учащихся школы №20 г. Мурманска Конкурсный сайт школы

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel
PH International

партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

наши друзья

Жужа. Ежедневная сказка

мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер