Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Двадцатый урок, 11 класс

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Что такое социальная роль?

Социальная роль (франц. role – лицо, изображаемое актером; текст действующего лица пьесы) – 1) ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус; 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе; 3) нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

Ролевой набор – совокупность ролей, связанных с одним статусом.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Ролевое поведение – фактическое поведение того, кто играет роль. Нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково.

Классификация ролей

Классификация ролей:

1. постоянные и временные;

2. предписанные и достигнутые;

3. активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся);

4. по степени интенсивности исполнения, по степени включённости в роль: нулевая стадия, ритуальная роль, углублённое исполнение роли, гипноз, невроз, экстаз, вера в сверхъестественные силы.

Ролевые трудности

Ролевые напряжения и ролевые конфликты

В процессе осуществления социальных ролей личности могут возникать трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты). Ролевое напряжение возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли (например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу – к выбору профессии). Ролевые конфликты – проявления более острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли исключают друг друга.

Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств.

Ролевой конфликт – 1) ситуация, в которой индивид, занимающий определённый статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями; 2) необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов

Виды ролевых конфликтов

1) Когда индивид играет несколько ролей, может возникнуть межролевой конфликт (например, женщина одновременно должна удовлетворять ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери);

2.1) когда индивид определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связаны, определяют его роль иначе, возникает внутриролевой конфликт (например, учителя придерживаются определённого кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают требования, несовместимые с этим кодексом); внутриролевой конфликт: требования одной и той же роли противоречат друг другу (роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

3) личностно – ролевой конфликт – конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Ролевые конфликты ведут к плохому выполнению или невыполнению соответствующей роли, а также психологическим переживаниям и стрессам индивида.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Способы разрешения ролевых конфликтов:

1. Рационализация ролей – 1) усиление эмоционально-положительной реакции на одну роль и негативных эмоций по отношению к другой роли; 2) бессознательный поиск отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли;

2. Разделение ролей – 1) временное «изъятие», «выключение» из сознания обязательств одной из ролей;

3. Регулирование ролей – 1) формальная процедура отказа от социальной ответственности за одну из ролей; 2) осознанный способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Социальная адаптация

Социализация и адаптация

Социальная адаптация является частью социализации. И если социализация учит, то адаптация изменяет то, чему научили. Социальная адаптация – компонент социализации индивида.

Социальная адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – 1) процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств; 2) процесс и результат приспособления поведения человека или группы людей к нормам и ценностям, господствующим в данном обществе, классе, социальной группе; 3) процесс и результат взаимодействия и взаимовлияния различных социальных субъектов в новой для них общественной среде.

Общество навязывает индивиду социальную роль, но её принятие, исполнение или отвержение всегда носит личностный характер.

Уровни социальной адаптации

Уровни социальной адаптации: 1) общественный, 2) групповой, 3) индивидуальный.

1) На уровне общества социальная адаптация – это изменение его структуры, социальных функций под воздействием социальных преобразований.

Признаки адаптации: формирование социальной структуры общества, адекватной новым социальным отношениям; институционализация новых социальных функций; изменение норм общественной жизни; формирование нового жизненного стандарта.

Когда адаптация отсутствует, возникают негативные явления: падение уровня жизни; усиление социальной напряженности; рост социальной поляризации; рост конфликтности.

В России существуют признаки отсутствия адаптации на уровне общества: криминализация общества; игнорирование законодательства; негативные демографические изменения; рост заболеваемости; рост эмиграции.

2) На уровне группы социальная адаптация выражается в улучшении социального положения конкретной социальной группы, в повышении ее роли в общественной жизни.

Признаки адаптации: завоевание ключевых позиций в системе политической власти, влияние на формирование жизненного стандарта.

Признаком отсутствия социальной адаптации являются: обострение политической борьбы в обществе, рост организованной преступности, ухудшение социального самочувствия.

3) Признаки индивидуальной адаптации: повышение социального статуса личности; удовлетворенность существующими отношениями в обществе; активная поддержка и участие в проведении социальных инноваций.

Отсутствие адаптации на личностном уровне приводит к росту девиаций, социальной апатии, неудовлетворенности жизненными условиями, неуверенности в завтрашнем дне и высокому уровню стрессов, высокой степени беспокойства и агрессивности индивида, сопротивлению любым изменениям, низкой мотивации к достижениям.

Типы социальной адаптации

Типы социальной адаптации:

1) внушаемость – бессознательное принятие линии поведения, мнения группы;

2) конформизм (от позднелатинского coformis – подобный, сообразный) или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии);

3) активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы);

4) нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).

Типы негативной социальной адаптации (преимущественное использование чужих ресурсов):

1) социальное иждивенчество (стратегия самоограничения, пассивное приспособление и выжидание, ожидание помощи от государства);

2) социальный паразитизм (инновационный тип адаптации, при котором используются любые средства для достижения цели).

Социальная адаптация в информационном обществе

Социальная алаптация в информационном обществе

В современном информационном обществе инновационные процессы идут непрерывным потоком, что приводит к ускоренному обновлению и изменению не только условий жизни, но и к изменению нравственных ценностей и жизненных ориентиров людей. Это, в свою очередь приводит к тому, что и все общество, и социальные группы, и каждая отдельная личность вынуждены постоянно и непрерывно переживать процесс социальной адаптации.

Инновационные процессы носят лавинообразный характер и не дают человеку возможности эффективно адаптироваться к новым явлениям. Этому препятствует так называемый «предел новизны», то есть граница определенного объема информации, которую любой индивидуум или группа могут освоить за короткий отрезок времени. Следовательно, возникает потенциальная возможность так называемого шока будущего, или инновационного шока.

«Предел новизны» – объём новых факторов и идей, которые человек может усвоить за определенный период времени.

Автором этого термина считается Эдвин Тоффлер. По его мнению шок будущего (futuroshok) переживают сегодня как отдельный человек, так и все человечество. И связано это с тем, что современное общество радикально отличается от всех предшествующих форм человеческого существования.

Новые условия информационного общества требуют от индивида постоянного обновления не только знаний, но и ценностных установок. Новое информационное общество требует перехода к личности нового типа, основными характеристиками которой будут: 1) включение в инновационные процессы, 2) способность к адекватному восприятию информации и 3) ее эффективному использованию.

Домашнее задание

Тест

1. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей

Б. Социальная роль является единственной для каждого статуса

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 11 классе

Персональные инструменты
Инструменты
Конкурс: Обучи своих близких
Конкурс: Я выбираю профессию в IT
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru