Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2012»

Вид речевой деятельности-говорение

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск


ГОВОРЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по­тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой ин­формации свое поведение .

Человек, адресующий информацию другому человеку (ком­муникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осу­ществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном, понятным друг другу языке. Именно этой цели и следует обучение английскому языку в школе. Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Библейская легенда о строи­тельстве вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожи­данного «смешения языков» строителей, отражает факт невоз­можности взаимодействия при блокировании процессов кодификации и декодификации, так как говорящие на разных язы­ках люди не могут договориться друг с другом, что делает их совместную деятельность неосуществимой. Обмен информацией становится возможен лишь в том случае, если значения, закрепленные за ис­пользуемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам .

Значение — это содержательная сторона знака как элемен­та, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятель­ность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятель­ность и общение .

Система словесных знаков образует язык как средство су­ществования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта .

Язык как средство накопления и передачи общественного опыта возник в процессе труда и начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу существенно значимой информации люди стали пользоваться члено­раздельными звуками, за которыми закреплялись определен­ные значения .

Пользоваться членораздельными звуками для общения бы­ло удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Пе­редача мыслей посредством звуков была удобна и на значи­тельном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях .

Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, — про­исходит обмен мыслями, передача информации .

В общении человек постоянно учится отделять существен­ное от несущественного, необходимое от случайного, перехо­дить от образов единичных предметов к устойчивому отраже­нию их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, которые присущи целому классу предметов и тем самым относятся и к конкретному предмету, о котором идет речь .

Говоря «газета», человек имеет в виду не только тот газетный лист, который держим в руках, но тем са­мым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличия от другой пе­чатной продукции и т.д.

Слова имеют определенное значение, т.е. некую отнесен­ность к предметному миру. Когда преподаватель применяет то или иное слово, то и он, и его слушатели имеют в виду одно и тоже явление и у них не возникнут недоразумения. Сис­тема значений развивается и обогащается на протяжении всей жизни человека, и ее целенаправленное формирование — цент­ральное звено как среднего, так и высшего образования .

Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дакти­лология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Речь своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализа­торов. В коре мозга замыкаются временные связи между раз­личными раздражениями со стороны внешнего мира и движе­ниями голосовых связок, гортани, языка и других органов, ре­гулирующих произнесение слов. Речь функционирует на основе второй сигнальной системы .

Слово, по словам И. П. Павлова, это «сигнал сигналов». Слова, сигнализируя сигналы первой сигнальной системы, всевозможные впечатления, существую­щие в виде образов мира, могут вызывать те же действия, что и непосредственные раздражители. Слова и их сочетания всег­да представляют собой результат отвлечения и обобщения, переработки в мозгу сигналов первой сигнальной системы.

Сложный процесс вербального общения основывается на дей­ствии последовательного включения обеспечивающих его ме­ханизмов. Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается инфор­мация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная .

Второй этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих .

Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертыва­ется процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор ко­дирует информацию, подлежащую передаче. В процессе слу­шания собеседник (реципиент) декодирует полученную ин­формацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтап­ный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуника­тор. Правильность понимания слушающим того, что ему бы­ло сообщено, становится для коммуникатора очевидной, лишь, когда реципиент сам превращается в коммуникатора (смена коммуникативных ролей) и своим высказыванием дает знать, что он принял и понял сообщенное. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности .

Общение людей не может быть уподоблено передачи информации по телеграфу, где комму­никатор и реципиент обмениваются вербальны­ми сообщениями. В общение людей оказываются закономер­но включены эмоции общающихся. К тому, что является со­держанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное от­ношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию .

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие сло­вами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуника­ции: опечаленным выражением лица, понижением голоса, при­жиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных на­циональных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак со­гласия .

В разных возрастных группах принципы для осуществления невер­бальной коммуникации выбираются разные. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреж­дение «Я не тебе плачу, а маме!».

Существенно важное значение для усиления действия вер­бальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показы­вает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на ино­странных языках) преподаватель предпочитает размещать уче­ников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает ком­муникабельность общающихся и интенсифицирует приобрете­ние навыков общения на иностранном языке.

Соответствие используемых средств невербальной коммуни­кации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответ­ствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инст­рументом его профессиональной деятельности. А. С. Макарен­ко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д.

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том слу­чае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребенок овладевает члено­раздельной речью, первые зачатки которой появляются в кон­це первого года жизни. Это созвучия «ма-ма», «па-па», «ба­-ба», и т.п., не требующие сложной артикуляции и легко про­износимые. Взрослые соотносят эти созвучия с конкретными лицами — матерью, отцом, бабушкой и способствуют закреп­лению у ребенка связи каждого из этих созвучий с конкрет­ным лицом из его ближайшего окружения («это баба»).

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия со взрослыми. Теперь слово «баба» высту­пает как средство удовлетворения его текущих потребностей. Произнося слово, ребенок стремится получить желаемое: вни­мание, ласку, игрушку и т.д. Слово становится средством общения. В дальнейшем число используемых слов лавинооб­разно возрастает, и к двум годам не только чрезвычайно рас­ширяется словарь языка детей, но и становится возможным правильное употребление грамматических форм, усложняются и удлиняются предложения. Обогащение языка ребенка про­должается на протяжении всего дошкольного детства .

Одновременно развивается и невербальная коммуникация: мимика, пантомимика, интонационное разнообразие речи. В эти годы формируются обратные связи в процессе коммуникации ребенок научается дешифровать выражение лица собеседника, улавливать одобрение или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего и усиливающего слово взрослого человека. Все это позволяет ему корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в общении .

В школе на уроках чтения и письма, а в дальнейшем языка и литературы осуществляется формирование у детей сознательного отношения к языку как средству и к речи как процессу общения. Становясь предметом специально организо­ванного преподавателем анализа, язык предстает перед уча­щимся как сложная знаковая система, подчиненная действию социально выработанных законов, усвоение которых позволит ему не только грамотно писать, читать и говорить, но и ов­ладеть с помощью языка духовными богатствами, вырабо­танными до него и для него человечеством. Построенные на основе исследований психологов современные ме­тодики обучения грамоте в качестве ведущего принципа при­нимают формирование у школьников умений сознательного звукового анализа речи. Исследования психологов Московского университета показали, что все эти правила выявляют всего три функции связи слов в предложении: их сое­динение, разделение и обособление. Как выяснилось, достаточно научить школьников по определенным признакам анализировать и обнаруживать эти функции в конкретных предложениях, чтобы они безошибочно ставили зна­ки препинания, не заучивая ни одного правила пунктуации .

Исключительно велика роль педагога в формировании уме­ний речевого общения школьников. И здесь первым важнейшим условием развития речи и мышления уча­щихся является свободная и точная речь педагога. Сухомлинский писал: «Есть еще одна сторона педагогической культуры, о которой нельзя говорить без тревоги, — это рече­вая культура учителя. Лет двадцать назад, наблюдая, как воспринимают дети изложение нового материала на уроке у одного учителя, я обратил внимание на то, что, слушая изло­жение материала, дети очень устают, с урока идут просто из­нуренные. Я стал внимательно вслушиваться в слова учителя (он преподавал биологию) и ужаснулся. Его речь была до того хаотична, логически непоследовательна, смысл излагаемого до того неясен, что ребенку, впервые воспринимающему то или иное понятие, надо было напрягать усилия, чтобы понять хоть что-нибудь». Он так же подчеркивал, что «культура речи учи­теля в решающей степени определяет эффективность умствен­ного труда учеников на уроке», и намечал пути ее формиро­вания: преодоление неясности в толковании понятий, расплыв­чатости представлений, которые учитель стремится создать по­средством слова и без которых невозможен переход от просто го к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к об­щему; углубленный анализ текста учебников, с которыми име­ют дело учащиеся, выявление в тексте логической последова­тельности и причинно-следственных связей. Высокая культура речи — важное условие рационального использования времени учителем. «Сколько времени теряется на бесчисленные повто­рения, необходимость в которых возникает тогда, когда пред­мет, явление, понятие не находит в речи учителя яркой, до­ступной пониманию ребенка словесной оболочки», — писал В. А. Сухомлинский .

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.

2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.

3. Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка.

4. Различают следующие виды устной речи:диалоги­ческая и монологическая речь

5. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обме­ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомо­гательных слов и междометий.

6. Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru