Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2011»

Верещагина Лилия Мефодьевна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Верещагина, Лилия Мефодьевна, учитель истории и обществознания, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории, работает в МОУ СОШ №5 Бикина Хабаровского края. с 1963 года. За время работы проявила себя как педагог с высоким уровнем профессионального мастерства. Обладает способностью переосмысления ценностных ориентиров на основе современных исследований и подходов к истории и историческому образованию. Имеет отличную научно-методическую подготовку по предмету. В результате многолетней практики и анализа своей педагогической деятельности вышла на блочную систему обучения, которая позволяет ей, оптимизируя учебный процесс, использовать такие эффективные педагогические технологии, как проблемное обучение, система логических цепочек и установление причинно-следственных связей исторического развития (без чего немыслимо историческое и обществоведческое образование), система ТРИЗ, проектная и исследовательская деятельность учащихся, игровые, информационно-коммуникационные технологии. Выбор педагогической технологии определяется в зависимости от уровня развития мыслительной деятельности учащихся на определенном этапе обучения.


Успешно применяя современные технологии, учитель направляет учащихся на самостоятельный поиск решения поставленных проблем, вовлекает детей в процесс творческой деятельности, способствующей организации их самообразования, пробуждает и поддерживает живой интерес к предмету.


Используя нестандартные пути взаимодействия, учитель стремится подвести ученика к осмыслению исторической эпохи, перебросить мостик к современности, подать историю через судьбы и участие в ней исторических личностей. Уроки Лилии Мефодьевны отличаются четкостью, глубоки по объему и по содержанию, в каждом – своя «изюминка». Продуманная цель каждого урока позволяет ей видеть перспективу учебно-воспитательного процесса. Для лучшего усвоения стержневых вопросов и обобщения материала использует опорные конспекты, которые составляет сама и учит этому учащихся. Содержание исторических эпох иллюстрирует стихами собственного сочинения, что придает уроку особую эмоциональную окраску и привлекает внимание учащихся.

На уроках благоприятный психологический климат, свободное общение. Постоянно звучат вопросы: «Как вы думаете? Кто думает иначе? Обоснуйте свое мнение». Высказывание собственного суждения и защита его, умение сделать свой выбор в проблемной ситуации – все это помогает учащимся лучше понимать историю, видеть исторические процессы в гамме оценок позитива и негатива. При этом учитель с уважением относится к любому мнению ученика, не подавляя его инициативы. В дискуссиях развивает культуру речи и общения, использует форму написания эссе. Оценка выставляется в зависимости от активности ученика на уроке и формы его деятельности. Подводя итог изучения, обсуждения отдельного вопроса или целой темы, Лилия Мефодьевна просит учащихся самостоятельно делать выводы или обобщить полученную информацию с записью в тетрадях и только после этого сама делает обобщение. Такой способ подведения итога урока позволяет ей и учащимся видеть, насколько достигнута цель, как понят изучаемый материал. По итогам изучаемого блока проводится контрольное тестирование.

Используя современные развивающие технологии, Лилия Мефодьевна учит рассуждать, творчески мыслить, а не воспроизводить, акцентирует внимание на спорных вопросах истории. На уроках обществознания ученики составляют проекты, схемы, кроссворды, решают задачи, разыгрывают сценки, ведут исследовательскую работу, дискутируют.

В течение многих лет Лилия Мефодьевна ведет факультативный курс по истории Дальнего Востока в 8-9 классах, который посещают учащиеся, желающие узнать как можно больше об истории родного города и края. На занятиях факультатива учитель знакомит детей с информацией, выходящей за пределы школьной программы, уделяет огромное внимание патриотическому воспитанию учащихся, побуждает к самообразованию, самостоятельному поиску, социальной активности.

Учащиеся, которые посещают факультатив по истории Дальнего Востока, ведут исследовательскую работу и принимают активное участие в школьных, районных, краевых конференциях, конкурсах по краеведению и ежегодно занимают призовые места.

Лилия Мефодьевна является опытным классным руководителем, имеет глубокие знания подростковой психологии, что позволяет ей успешно вести воспитательный процесс не только в обычных классах, но и в классе с детьми, обучающимися по коррекционной программе. С 2004 по 2007 гг. была классным руководителем у детей с задержкой психического развития, однако ученики никогда не ощущали давления данного диагноза, наоборот, активно участвовали в общественной жизни класса и школы, являлись участниками различных конкурсов и спортивных мероприятий. Все ученики занимались в различных кружках и секциях. На основе психолого-педагогической диагностики и личного желания учащихся в классе были созданы органы ученического самоуправления, которые регулировали всю деятельность классного коллектива. Ребята выполняли свои поручения ответственно. За последние три года в классе не было зафиксировано правонарушений у учащихся.

Большое внимание классный руководитель уделяет патриотическому воспитанию. Класс шефствовал над семьей ветерана Великой Отечественной войны Абоимова Н.И., оказывал помощь в решении бытовых проблем, поздравлял с праздниками, приглашал на свои мероприятия:

2004-2005 Классный час «Великая Победа – что мы о ней знаем?» (с приглашением ветерана Абоимова Н.И.) 2005-2006 Классный час «Патриотизм: как я его понимаю» (с приглашением председателя районного Совета ветеранов Л.Н.Татаринова и вручением наказа ветеранов «Люби свою Родину»)

2006-2007 Встреча с воинами-интернационалистами (ветеранами) в музее Боевой славы пограничного отряда в/ч 2049

Классный час-встреча со старожилами города Бикина «История моего города»

Воспитательный процесс Лилия Мефодьевна строит на тесном сотрудничестве семьи и школы, изучает и внедряет различные формы и методы работы с родителями, направленные на формирование общих подходов к воспитанию. В классе был создан родительский актив, классный совет профилактики, организована совместная культурно-досуговая деятельность учащихся и их родителей, работал педагогический лекторий для родителей с привлечением психолога и медицинских работников по проблемам воспитания детей с задержкой психического развития. В 2007 году все учащиеся успешно закончили 9 класс и продолжают обучение в профессиональном училище г.Бикина.

Выпускники Лилии Мефодьевны выбирают профессию учителя, в том числе – учителя истории. Так, только в МОУ СОШ №5 учителями-предметниками работают восемь ее учеников. В Бикинском районе преподают историю: в МОУ СОШ №23 – Тахохова К.В., МОУ СОШ села Оренбургское – Анненкова С.Г. Учитель истории Созинова Л.Ю. ныне возглавляет управление образования Бикинского района. Гулягина В.Л. преподает историю Отечества на кафедре социальной экономики в Московской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (филиал, г. Хабаровск). Выпускница 2007 года Кузнецова Арина обучается на первом курсе исторического факультета педагогического университета в г. Хабаровске. Пять выпускников 2007 г. успешно сдали экзамены по истории и обществознанию и поступили в военные и юридические вузы Дальнего Востока. Несмотря на большой опыт и стаж работы учитель активно занимается самообразованием. Ее кредо: «Обладать чувством нового – значит видеть и понимать перспективы завтрашнего дня». Социально-экономические преобразования нашего общества предъявляют совершенно новые требования к своим согражданам. Осуществить подготовку человека к жизни в новых условиях – это значит научить его быть конкурентноспособным, уметь творчески применять свои знания, быстро адаптироваться, вести здоровый образ жизни, понимать необходимость интеграционных процессов в мировом масштабе и оставаться патриотом своей Родины. Лилия Мефодьевна принимает активное участие в методической работе школы и района, делится своим педагогическим опытом с молодыми специалистами, участвует в работе педагогических и методических советов, педагогических чтениях по внедрению инновационных форм обучения и распространению передового педагогического опыта. Свой опыт Лилия Мефодьевна передает через форму «мастер-класс», все ее уроки – открытые. Опыт работы по темам «Оптимизация учебно-воспитательного процесса через опорно-блочную систему», «Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания», «Инновационные педагогические технологии и их роль в повышении качества знаний учащихся» обобщен, занесен в базу данных передового педагогического опыта школы, районного методического центра, используется в работе учителей школы, района, края.

Педагог высшей категории, отдающая свои знания и опыт городу, где родилась, выросла и работает, пользуется заслуженным уважением. Ее фамилия неоднократно заносилась на городскую Доску Почета. Лилия Мефодьевна – активный участник районных мероприятий по приглашению администрации Бикинского муниципального района.

За выдающиеся успехи в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, вклад в практическую подготовку учащихся информация о Лилии Мефодьевне, представителе учительской династии второго поколения, опубликована в общероссийской ежегодной Энциклопедии «Лучшие люди России» в рубрике «Родины Славные Сыны и Дочери» в 2006 году.

В 2007 году за высокий профессионализм и большой вклад в систему образования Бикинского района награждена Почетной грамотой Министерства образования Хабаровского края.

Статья находится в разработке

Категории: 3000 статей для Википедии

Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru
партнер проекта

Почта России

Классный Журнал

www.centersot.org


наши друзья



Жужа. Ежедневная сказка
мы поддерживаем

Образование



Установите «Letopisi NewsReader» на свой компьютер