Актуальность использования медиаресурсов при организации образовательного процесса

Материал из Летописи.ру «Время вернуться домой»

Перейти к: навигация, поиск

Актуальность использования медиаресурсов при организации образовательного процесса

Принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в применении большого разнообразия информационных технологий, которые способствуют развитию личности, формированию необходимых для сегодняшнего выпускника компетентностей. Умение работать в повседневной жизни с информацией и персональным компьютером не только способствует адаптации обучающихся в современном обществе, но и открывает перед ними новое видение и постижение мира. В связи с этим столь очевидной представляется необходимость совершенствования, дополнения традиционных методов обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств. Обратимся к сравнению.

Традиционные методы обучения

Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация.

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы.

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка.


Традиционные средства и их дидактические возможности

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги). Ведущее средство – живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ.

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка хода и результатов усвоения учащимися теоретического и практического учебного материала.


Программные и технические средства ИТ, используемые на уроке, вносят свою специфику. Изменяется роль учителя: на медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, а подобная форма взаимодействия способствует развитию познавательной активности учащихся, самостоятельной деятельности, более полному усвоению ими учебной информации, так как привлекаются все органы чувств; они учатся новому способу добывания знаний. У учителя появляется больше времени для индивидуальной работы. Возможность независимой, внешней, «компьютерной» оценки знаний снижает эмоциональную напряженность и тревожность ученика. Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств требует от учителя грамотного использования информационных технологий. Одно из первых названий урока, на котором применялась компьютерная техника и программные средства – «урок с компьютерной поддержкой» (УКП). Широкое использование средств мультимедиа породило новое название - «мультимедиа-урок», в наиболее частом употреблении – «медиаурок».

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

• повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций;

• возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;

• организация индивидуальной работы учащихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

• повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

• развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

• формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, выделение смысловых групп, выстраивание логических связей), что способствует развитию информационной культуры обучающихся.

Следует выделить следующие методические основы проектирования медиаурока. В передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента:

1. Компьютер занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого- либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

При этом компьютер и программы должны быть взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Применение компьютера и мультимедиа-программ, в первую очередь, расширяет и обогащает дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошел пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Определились и два новых принципа - индивидуализации обучения и активности.

В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление учителем интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой школьников. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую эффективности образовательного процесса.

Учет интегративных связей приводит и к корректировке педагогических целей. Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока учитель ставит не только образовательные задачи по предмету, но в традиционной триаде задач (образовательные, воспитательные, развивающие) дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это может быть развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и другое. Например, на уроках физики - формирование умений школьников проводить компьютерный модельный эксперимент или при наборе на компьютере текста диктанта - развитие навыков работы на клавиатурном тренажере, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи - при использовании гипертекстовой шкалы времени и исторических событий.

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 минут, 2-5-х классов - 15 минут, 6-7-х классов - 20 минут, 8-9-х классов - 25 минут, 10-11-х классов - 30 минут.

Для оптимальной организации учебной деятельности школьников предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые, как правило, есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников, так как известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводится в классе с одним комплектом аппаратных средств.

Работа учащихся на медиауроке может быть организована в разных формах:

• фронтально - просмотр видео-фрагментов, наблюдение за изменениями объектов;

• индивидуально - выполнение практических работ, решение задач;

• малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

• актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

• формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

• применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.

Безусловно, стремление к совершенству присуще каждому человеку, и ребенок находит свой идеал. Особое влияние на ценностные ориентиры человека, а в нашем случае человека особенного, ребенка, оказывает та среда, в которой он растет и развивается. Задача учителя - создать среду, формирующую свободную, творческую, активную личность, способную принимать решение на основе критически осмысленной информации.

Голубцова Евгения Александровна, учитель информатики МОУ школы №47 городского округа Тольятти

организаторы проекта

Компания ТрансТелеКом

Корпорация Intel



Образование



Project Harmony