Азбука ремёсел: палехская миниатюра
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Посёлок городского типа Палех (Ивановская область) - один из центров русской миниатюрной живописи на папье-маше. Истоком палехской миниатюры является иконопись. После Октябрьской революции палехские иконописцы остались без работы. Гонения большевиков на церковь привели к падению спроса на иконы. В 1918 бывшие палехские иконописцы основали "Художественно-декоративную артель" (с 1932 года - Палехское товарищество художников) и начали осваивать секреты миниатюрной светской живописи. 1923 год считается датой рождения палехской миниатюры. У истоков создания нового промысла стояли И.И. Голиков, И.В. Маркичев, И.Баканов и И.Вакуров. Первоначально миниатюристы работали на дому. Объединение в общую мастерскую произошло лишь в 1929 году. Палехские художники перенесли в миниатюрную живопись художественные приемы и принципы иконописного мастерства, а также развили в себе новые качества: умение связывать живопись и орнамент с объемной формой предмета, создавать композиции в круге, овале, писать темперными красками по масляному лаковому грунту. Все это позволило создать новый промысел, удивительно яркий и самобытный. Уже в 1920-30-е х гг. произведения палехский миниатюристов были отмечены почетными дипломами и медалями на международных выставках в Венеции, Париже,Милане, Нью-Йорке.
Особенности палехской миниатюры:
- бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты, выполненные яркими темперными красками по черному масляному фону;
- тонкий плавный рисунок, обилие золота;
- изображаемые фигуры людей изящны и как бы вытянуты в длину.
В процессе создания палехской миниатюры можно выделить следующие стадии:
- на папье-маше наносится тонкий слой белильного грунта, имитирующего левкас иконы;
- роспись изделия в 4 этапа:
- "роскрыш" - перевод рисунка на грунт
- "роспись" - нанесение контуров темперными красками
- "плави" - нанесение на просохшую живопись прозрачных красок для обогащения колорита
- "бликовка" - нанесение на рисунок штрихов, линий, точек белилами или твореным золотом
- живопись покрывается шестью слоями светлого лака, который после просушивания полируется до зеркального блеска.
Но бывали и исключения из правил. Например мастер И.И. Голиков (1886/87-1937 гг.) начинал роспись сразу, без грунта и предварительного рисунка, и от начала до конца не допускал ни одного неверного мазка кисти. Говорят, что он собирал полевые цветы, приносил домой, раскладывал на столе перед собой, и всматриваясь в богатство цветовых сочетаний, сочинял свои декоративные композиции. Иван Иванович Голиков - один из основателей палехской росписи. В Палехе, в его доме открыт музей. Экспозиция рассказывает о жизни и творчестве выдающегося мастера.