Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»
Император Александр III (линкор)
«Император Александр III» с 29 апреля 1917 года «Воля» с 17 октября 1919 года «Генерал Алексеев» | ||
---|---|---|
Линейный корабль "Генерал Алексеев" Линейный корабль "Генерал Алексеев" | ||
История корабля | ||
Тип | Линкор | |
Государство, флаг | Россия | |
Порт приписки | Севастополь | |
Спущен на воду | 1914 | |
Выведен из состава флота | 1936 | |
Современный статус | разобран на металл | |
Размеры | ||
Водоизмещение | 23 413 тонн | |
Длина | 168 м. | |
Ширина | 27,4 м. | |
Высота борта | ||
Осадка | 9 м. | |
Остальные характеристики | ||
Силовая установка | 4 паровые турбины, 20 котлов, 4 винта, 26,500 л.с. | |
Автономность плавания | 3000 миль | |
Скорость | 24,6 узлов | |
Экипаж | 1386 офицеров и матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 12 х 305-мм орудия, 20 х 130-мм орудия, 5 x 75-мм орудия | |
Торпедно-минное вооружение | 4 450-мм торпедных аппарата | |
Ракетное вооружение | ||
Авиация |
Император Александр III - линкор российского императорского флота.
Содержание |
История
30 октября 1911 года заложен на заводе "Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 15 апреля 1914 года, вступил в строй 28 июня 1917 года.
В день отдачи приказа об эвакуации Крыма, 10 ноября, «Генерал Алексеев» стоял в Северной бухте. Для ускорения приемки запасов из порта буксиры подвели его кормой к пристани в Корабельной бухте. Воспользовавшись приказом генерала Врангеля о добровольности эвакуации, большинство чинов команды линейного корабля, состоявшей из мобилизованных, ушло на берег, и, в частности, настоящих кочегаров осталось всего лишь восемь человек. Двое суток день и ночь шла погрузка угля, всевозможных запасов из портовых складов, имущества Морского корпуса и пассажиров. К погрузке были привлечены гардемарины и кадеты Морского корпуса и артели, сформированные из офицеров всех родов войск. Вся палуба была загромождена горой ящиков, тюков и мешков, и в наскоро построенной загородке мычали принадлежащие корпусу десять коров и блеяли сто баранов. К сожалению, полного запаса котельной воды корабль не получил. 13 ноября в 7 часов «Генерал Алексеев» вышел на внешний рейд и стал на якорь против Стрелецкой бухты. На борту находились 2086 пассажиров, персонал и кадеты Морского корпуса, полурота гардемарин и юнкера Атаманского училища{466}.
Переход в Константинополь
Для предстоящего перехода в Константинополь были приняты меры к пополнению команды: на трубах и у камбуза был вывешен приказ командира корабля, призывавший работоспособных пассажиров записываться у ревизора на предмет зачисления в команду, и в этом случае им будет выдаваться корабельный паек. Явившиеся строем чубатые атаманцы были посланы в помощь восьми кочегарам и нескольким инженерам-механикам, стоявшим у котлов. Из гардемарин и кадет Морского корпуса была образована сигнальная вахта, и, ввиду опасения саботажа, гардемарины были поставлены часовыми во вcex жизненных частях корабля, включая кочегарки. В 22 часа 15 минут «Генерал Алексеев» снялся с якоря и взял курс на Константинополь. Ход не превышал пяти узлов, с остановками, когда требовалось чистить топки. Ночью «Генерал Алексеев» лег на обратный курс, чтобы идти на помощь столкнувшемуся с болгарским пароходом транспорту «Кронштадт», который растерял шедших у него на буксире миноносец «Жаркий» и три катера. Вскоре «Генерал Алексеев» получил приказание продолжать свой первоначальный путь.
У Босфора
Утром 16 ноября, на третий день плавания «Генерал Алексеев» подошел к Босфору и стал на якорь в шести милях от входного маяка. С одной стороны, не хватало котельной воды, но, кроме того, принимая во внимание сильное течение в проливе, было опасение, что, имея черепаший ход, дредноут не сможет управляться. К этому надо добавить, что все восемь кочегаров буквально свалились с ног. Была сделана попытка вести «Генерала Алексеева» дальше на буксире уже возвращавшегося из Константинополя ледокола «Илья Муромец», но из этого ничего не получилось: несмотря на свои 3100 тонн, «Илья Муромец» не мог удержать дредноут на курсе, и при разворачивании последний инерцией своей массы тащил ледокол вспять! Оставалось лишь одно решение: взяв с ледокола сколько можно воды, дать кочегарам и инженерам-механикам хорошенько выспаться, а затем идти самостоятельно. На следующий день, нагнав пару, «Генерал Алексеев» 10-узловым ходом прошел Босфор и после 18 часов стал на якорь в Мраморном море, на рейде Мода, где собирались все русские суда.
В Константинополе
Готовясь к дальнему переходу, корабль был освобожден от пассажиров. Остался лишь персонал Морского корпуса и кадетская рота. Гардемарины были переведены на стоявшее здесь без команды учебное судно «Свобода». Экипаж «Генерала Алексеева» был усилен командами с демобилизованных частновладельческих судов и других, которые временно оставались в Константинополе. От французского командования был получен полный запас угля и 500 тонн нефти для снабжения в походе миноносцев. В знак того, что корабли эскадры находились под покровительством Франции, на фок-мачте был поднят французский флаг.
Бизерта
8 декабря первая группа судов в составе «Генерала Алексеева», транспорта-мастерской «Кронштадт», угольщика «Даланд» («Форос») и дивизиона нефтяных миноносцев ушла с рейда Мода. Зайдя в бухту Наварин, где «Генерал Алексеев» снабдил миноносцы нефтью, 27 декабря 1920 года он пришел в Бизерту и стал на якорь во внутреннем озере, закончив свой последний поход.
В 1929 г. продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1936 году разделан в Бресте на металл.
Библиография: Флот в Белой борьбе. / Сост.,науч.ред.докт.ист.наук С. В. Волкова. — М.: Центрполиграф, 2002.
http:// militera.lib.ru/h/whitefleet/index.htm