Приглашаем к участию в проекте «300 ИнтелШкол-2013»

Император Александр III (линкор)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(перенаправлено с «Генерал Алексеев (линкор)»)
Перейти к: навигация, поиск
«Император Александр III»
с 29 апреля 1917 года «Воля»
с 17 октября 1919 года «Генерал Алексеев»
Линейный корабль "Генерал Алексеев"
Линейный корабль "Генерал Алексеев"
История корабля
Тип Линкор
Государство, флаг Россия
Порт приписки Севастополь
Спущен на воду 1914
Выведен из состава флота 1936
Современный статус разобран на металл
Размеры
Водоизмещение 23 413 тонн
Длина 168 м.
Ширина 27,4 м.
Высота борта
Осадка 9 м.
Остальные характеристики
Силовая установка 4 паровые турбины, 20 котлов, 4 винта, 26,500 л.с.
Автономность плавания 3000 миль
Скорость 24,6 узлов
Экипаж 1386 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерия 12 х 305-мм орудия,
20 х 130-мм орудия,
5 x 75-мм орудия
Торпедно-минное вооружение 4 450-мм торпедных аппарата
Ракетное вооружение
Авиация


Император Александр III - линкор российского императорского флота.


Содержание

История

30 октября 1911 года заложен на заводе "Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 15 апреля 1914 года, вступил в строй 28 июня 1917 года.

В день отдачи приказа об эвакуации Крыма, 10 ноября, «Генерал Алексеев» стоял в Северной бухте. Для ускорения приемки запасов из порта буксиры подвели его кормой к пристани в Корабельной бухте. Воспользовавшись приказом генерала Врангеля о добровольности эвакуации, большинство чинов команды линейного корабля, состоявшей из мобилизованных, ушло на берег, и, в частности, настоящих кочегаров осталось всего лишь восемь человек. Двое суток день и ночь шла погрузка угля, всевозможных запасов из портовых складов, имущества Морского корпуса и пассажиров. К погрузке были привлечены гардемарины и кадеты Морского корпуса и артели, сформированные из офицеров всех родов войск. Вся палуба была загромождена горой ящиков, тюков и мешков, и в наскоро построенной загородке мычали принадлежащие корпусу десять коров и блеяли сто баранов. К сожалению, полного запаса котельной воды корабль не получил. 13 ноября в 7 часов «Генерал Алексеев» вышел на внешний рейд и стал на якорь против Стрелецкой бухты. На борту находились 2086 пассажиров, персонал и кадеты Морского корпуса, полурота гардемарин и юнкера Атаманского училища{466}.

Переход в Константинополь

Для предстоящего перехода в Константинополь были приняты меры к пополнению команды: на трубах и у камбуза был вывешен приказ командира корабля, призывавший работоспособных пассажиров записываться у ревизора на предмет зачисления в команду, и в этом случае им будет выдаваться корабельный паек. Явившиеся строем чубатые атаманцы были посланы в помощь восьми кочегарам и нескольким инженерам-механикам, стоявшим у котлов. Из гардемарин и кадет Морского корпуса была образована сигнальная вахта, и, ввиду опасения саботажа, гардемарины были поставлены часовыми во вcex жизненных частях корабля, включая кочегарки. В 22 часа 15 минут «Генерал Алексеев» снялся с якоря и взял курс на Константинополь. Ход не превышал пяти узлов, с остановками, когда требовалось чистить топки. Ночью «Генерал Алексеев» лег на обратный курс, чтобы идти на помощь столкнувшемуся с болгарским пароходом транспорту «Кронштадт», который растерял шедших у него на буксире миноносец «Жаркий» и три катера. Вскоре «Генерал Алексеев» получил приказание продолжать свой первоначальный путь.

У Босфора

Утром 16 ноября, на третий день плавания «Генерал Алексеев» подошел к Босфору и стал на якорь в шести милях от входного маяка. С одной стороны, не хватало котельной воды, но, кроме того, принимая во внимание сильное течение в проливе, было опасение, что, имея черепаший ход, дредноут не сможет управляться. К этому надо добавить, что все восемь кочегаров буквально свалились с ног. Была сделана попытка вести «Генерала Алексеева» дальше на буксире уже возвращавшегося из Константинополя ледокола «Илья Муромец», но из этого ничего не получилось: несмотря на свои 3100 тонн, «Илья Муромец» не мог удержать дредноут на курсе, и при разворачивании последний инерцией своей массы тащил ледокол вспять! Оставалось лишь одно решение: взяв с ледокола сколько можно воды, дать кочегарам и инженерам-механикам хорошенько выспаться, а затем идти самостоятельно. На следующий день, нагнав пару, «Генерал Алексеев» 10-узловым ходом прошел Босфор и после 18 часов стал на якорь в Мраморном море, на рейде Мода, где собирались все русские суда.

В Константинополе

Готовясь к дальнему переходу, корабль был освобожден от пассажиров. Остался лишь персонал Морского корпуса и кадетская рота. Гардемарины были переведены на стоявшее здесь без команды учебное судно «Свобода». Экипаж «Генерала Алексеева» был усилен командами с демобилизованных частновладельческих судов и других, которые временно оставались в Константинополе. От французского командования был получен полный запас угля и 500 тонн нефти для снабжения в походе миноносцев. В знак того, что корабли эскадры находились под покровительством Франции, на фок-мачте был поднят французский флаг.

Бизерта

8 декабря первая группа судов в составе «Генерала Алексеева», транспорта-мастерской «Кронштадт», угольщика «Даланд» («Форос») и дивизиона нефтяных миноносцев ушла с рейда Мода. Зайдя в бухту Наварин, где «Генерал Алексеев» снабдил миноносцы нефтью, 27 декабря 1920 года он пришел в Бизерту и стал на якорь во внутреннем озере, закончив свой последний поход.

В 1929 г. продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1936 году разделан в Бресте на металл.

Библиография: Флот в Белой борьбе. / Сост.,науч.ред.докт.ист.наук С. В. Волкова. — М.: Центрполиграф, 2002.

http:// militera.lib.ru/h/whitefleet/index.htm

Персональные инструменты
Инструменты
организаторы проекта
Компания ТрансТелеКом
Корпорация Intel
PH International
www.Iteach.ru